Рыночный спрос и рыночное предложение. Условия совершенной конкуренции. Модель Вальраса

Рассмотрим математическую модель рынка, предложенную швейцарским экономистом-математиком Леоном Вальрасом и некоторую ее модификацию. Основными понятиями любого рынка являются товары, их цены, участники, их спрос и предложение.

Участниками рынка могут быть любые заинтересованные в купле-продаже товаров стороны: индивидуальные потребители, отдельные фирмы, совокупность потребителей некоторого региона, совокупность предприятий данной отрасли, финансовые организации, концерны, целые страны

В классических моделях в качестве участников рынка рассматриваются производители товаров (фирмы) и их потребители.

Любой участник рынка выступает одновременно как продавец и покупатель. Мы можем сказать, что относительно любого товара на рынке существует три группы участников: те, кто продает этот товар, те, кто покупает его, и те, кому этот товар безразличен. Если продавцов (покупателей) данного товара много, то между ними возникает конкуренция.

Рынок - это то место, где продается и покупается большое разнообразие товаров. В случае необходимости рынок можно сегментировать по видам товаров и при соответствующих ограничениях (например, с учетом имеющихся связей с рынками других товаров) изучить рынок интересующего товара отдельно.

Рассмотрим многотоварный рынок с большим числом участников.

Будем считать, что понятия рыночного спроса и рыночного предложения, определены исходя из понятий индивидуального спроса и предложения.

Отметим, что рыночный спрос характеризует суммарную потребность общества в товарах, а рыночное предложение- суммарные возможности производителей этих товаров.

Все построения относительно потребителей и фирм, обычно базируются на предположении о фиксированности цен товаров и ресурсов, т.е. мы предполагаем функционирование участников экономики в условиях совершенной конкуренции.

В экономической теории принято считать, что рынок с совершенной конкуренцией определяется следующими признаками:

1. наличие большого числа независимых друг от друга фирм, производящих одни и те же товары; при этом доля выпуска каждой фирмы незначительна по сравнению с суммарным выпуском всех фирм;

2. наличие большого числа независимых друг от друга потребителей данных товаров; при этом доход отдельного потребителя незначителен по сравнению с суммарным доходом всех потребителей;

3. полная свобода действий всех участников рынка за исключением соглашений по контролю над рынком;

4. однородность товаров на рынке и их мобильность;

5. совершенное знание рынка (конъюнктуры товаров, их цен) покупателями и продавцами.

При выполнении первых двух условий отдельные покупатели и продавцы воспринимают рыночные цены как заданные извне, не имея возможности на них повлиять.

Условие 3) обеспечивает наличие конкуренции как среди покупателей, так и среди продавцов.

Требование 4) обуславливает возможность существования единой цены на товар.

Условие 5) необходимо для принятия оптимального решения участниками рынка по поводу купли и продажи товаров.

Имея в виду влияние этих условий, экономическое равновесие часто называют конкурентным равновесием.

Модель Вальраса, предполагающая совершенность конкуренции, описывает функционирование идеального рынка, но имеет больше теоретическое, чем практическое значение. Сказанное не умаляет роли модели Вальраса как исходной точки для многих обобщений и модификаций, таких как рыночная модель Эрроу-Дебре, модель расширяющейся экономики Дж. фон Неймана, модель "затраты-выпуск" В. Леонтьева и др.