Понятие организационной структуры предприятия.

 

Организационная структура – это один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. В общем плане структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческого решения.

Организационная структура управления – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношения, распоряжения и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:

1) звенья управления – структурное подразделение;

2) уровни управления;

3) связи (вертикальные и горизонтальные).

Организационная структура управления отличается большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация или децентрализация управления. Организационно-правовые формы предприятий и учреждений регламентированы гражданским кодексом.

Виды организационной структуры управления.

 

Требования к построению организационных структур.

Структура аппарата управления выражает форму разделения труда. От того, насколько она правильно построена, зависит эффективность воздействия управляющей системы на управляемую.

1. Оперативность. Управляющее решение должно достигнуть управляемого объекта раньше, чем наступит очередное изменение состояния производства. В противном случае, решение окажется ненужным.

2. Надежность. Структура аппарата управления должна обеспечивать абсолютную достоверность и бесперебойность передачи информации. Она должна быть настолько подвижной, чтобы могла быстро перестраиваться в соответствии с этими изменениями в производстве.

3. Оптимальность. В каждой управляющей системе должно быть небольшое количество звеньев по горизонтали и ступеней по вертикали. Однако, этот минимум обязан обеспечить наилучшую эффективность управления.

4. Экономичность. Это важный показатель качества структуры управления, когда наибольший эффект достигается при наименьших затратах на содержание её аппарата. На организационную структуру управления оказывают воздействие цели, принципы, методы и функции управления.

 

Содержание и структура процесса управления.

Управление – это регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции.

Характер и эффективность процесса производства товаров обуславливается уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной частью, необходимым элементом. Основные задачи управления – обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства. Сложность и динамичность современных технологических процессов – информационных потоков, производственных и хозяйственных связей, значительного объема работ по сбору и обработке информации – обуславливают повышение требований к организации управления предприятием. Функциональное назначение управления – обеспечить единство, соответствие и согласованность всех звеньев производства для того, чтобы производственно-хозяйственная деятельность осуществлялась бесперебойно и способствовала достижению плановых целей при наименьших затратах ресурсов.