Профессионализм в социальной работе.

Специфика современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, который формируется посредством профессиональной подготовки специалистов в данной области практической деятельности.

Профессионализм конкретного работника является результатом его самореализации в ходе длительного процесса профессионального становления, для которого характерны индивидуальное своеобразие и уникальность условий протекания.

Профессиональное становление специалиста по социальной работе – это целостный и непрерывный процесс развития практической, образовательной и исследовательской деятельности личности в области социальной работы, ориентированный на формирование у человека профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, адекватных квалификационным и этическим стандартам профессии. В основу данного процесса может быть поло-жен интегральный методологический подход в русле теории социальных изменений.

Профессиональное становление специалиста является составной частью профессионализации – длительного макропроцесса, посредством которого общество и человек формируют представление о конкретном виде занятий как о профессии.

«Профессионализм» как понятие еще пока отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что «профессионализм» — это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. Это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности (А.А.Бодалев). Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов (В.Г.Зазыкин).

Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается прежде всего в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности (Н.Б.Шмелева). Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:

Показатели объективного и субъективного характера. Объективные показатели: насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику? В социальной работе объективным критерием должно выступать решение и разрешение проблем клиента, оказание помощи, реабилитация различных категорий населения; профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, позволяющие быть организатором, координатором, технологом социальной защиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать.

Субъективные показатели: насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью? В труде социального работника субъективным показателем профессионализма может быть устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношения к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Таким образом, профессионального социального работника характеризует достаточно высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.

Процессуально-результативные показатели. Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в труде? В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценок деятельности работающих специалистов: прямые (или оценки результатов труда) и косвенные (оценки деятельности работника по качествам). Во втором случае речь идет о факторах, характеризующих самого социального работника и связанных с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов рассматривают квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества социального работника. Однако при наличии четкой конечной цели деятельности и отсутствии адекватных количественных методов анализа воздействий социального работника на клиента прямая оценка эффективности труда социального работника не представляется возможной.

В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть: анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения; динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности; динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям; результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме; оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме; уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

Процессуальные показатели: использует ли социальный работник при достижении своих результатов в работе современные социальные методы, приемы, технологии?

Нормативно-этические показатели: усвоил ли социальный работник нормы, стандарты, принципы, эталон профессии;

умеет ли он на практике следовать эталонам профессии на уровне мастерства; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознает ли ее значимость в обществе?

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности? Актуальный уровень профессионального развития — это те результаты, которые в настоящее время он достиг в работе. Вместе с тем, это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, качества личности.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития?

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации; готов ли он изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, обмениваться опытом работы с коллегами?

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии?

Технологические показатели позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельности в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалистов по социальной работе. К ним можно отнести: владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека.

Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на модифицирующие (использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.), комбинаторные (означают индивидуально-личностную позицию социального работника в разработке и применении на практике различных методов и приемов, наиболее эффективных в данной ситуации) и радикальные (отказ от укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации) (А.И.Пригожий).

Условия эффективного взаимодействия с клиентом. Показателями профессионализма социального работника являются также:

профессиональная объективность и нейтралитет. Профессионализм в данном случае выражается в том, чтобы сохранить баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию. В случае слишком сильной «солидаризации» социального работника с ситуацией клиента возможна потеря перспективы и объективности в отношениях. Если же социальный работник не проявит достаточную заинтересованность в решении проблемы клиента, то, соответственно, он не будет способен реализовать ту эмоциональную энергию, которая необходима для изменения, разрешения существующей ситуации;

предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента. Профессионализм социального работника реализуется не только в привлечении помощи нуждающемуся человеку извне, но и в умении помочь включить его собственные ресурсы и потенциалы с целью выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации;

качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом. Характер взаимоотношений между клиентами и социальным работником должен быть адекватным и соответствовать этическим нормам и принципам. В этом случае можно говорить не только о качестве оказанной услуги, но и о качественно-эффективном уровне взаимоотношений, складывающихся между клиентом и социальным работником.

Позиция «полномочного партнерства» побуждает социального работника «владеть ситуацией», видеть разницу между ролью «поддержки и заботы» и ролью «регулирования и контроля» и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения.

Таким образом, профессионалом можно считать социального работника, который (Н.Б.Шмелева):

— соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;

— личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;

— достигает желаемых сегодня обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;

— использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;

— выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осознает ее значимость в обществе;

— привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;

— осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;

— имеет уже сегодня необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;

— социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о практике, отношении к профессии, ее статусу; ищет резервы решения профессиональных, социальных проблем.

Особенности труда специалистов, профессионально действующих в этой специфической области практики, связаны с предметной сущностью самой социальной работы. По мнению Е.И.Холостовой, эта сущность выражается в феномене «социальность». В нем отражено многообразие способов и форм взаимодействия человека, группы, социального коллектива, включая и самореализацию, саморазвитие субъекта.

Тарифно-квалификационные характеристики работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации предусматривают выделение двух видов должностей конкретной социальной направленности: специалист по социальной работе и социальный работник.

В квалификационном справочнике указываются следующие должностные обязанности специалиста по социальной работе: выявление людей, нуждающихся в помощи; установление причин их трудностей; содействие в разрешении проблем и обеспечение социальной защиты; интеграция деятельности служб, учреждений и организаций для оказания социальной помощи; содействие в семейном воспитании и в заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проведение психолого-педагогических консультаций по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Кроме того, специалист организует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы, участвует в деятельности по созданию центров социальной помощи семье, приютов, молодежных, подростковых и детских центров, клубов и ассоциаций, оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве и т.д.

Профессиональные обязанности специалиста обусловливают его роли –он выступает как социальный адвокат, посредник, социальный педагог, консультант, мобилизатор клиента, организатор деятельности социальных служб, эксперт и т.д. Специалист исполняет свои роли, работая в социальных службах учреждений, предприятий и организаций различных ведомств, в образовательных, культурных и медицинских учреждениях, домах и микрорайонах, а также занимаясь частной практикой.

 

 

Табл. 7.1