Дипломатия как ср-во международно-политических взаимодействий.

 

  1. понятие дипломатии и ее роль в МО и мирполе.
  2. осн.вехи в истории дипломатии
  3. межд.торг: военные, экономические и психологич.ср-ва обеспечения

 

Понятие дипломатии.

 

2 формы межд.взаимодействий:

  • Сотрудничество (дипломатия)
  • Конфликты (воен.насилие)

 

Может сложиться впечатление, что воен.насилие преобладает, но это ошибка! Осн.ср-во межд.общения – дипломатия, а не война.

Док-ва:

  1. военные действия, как правило, начинаются после провалившихся дип.контатов
  2. в большинстве случаев воен.действия заканчиваются перговорами
  3. часто МО сравнивают с игрой в шахматы, в которой соперники ведут позиционную игру, в к-рой редко возникает ситуация шаха и мата. Так и в МО.
  4. статистические данные. За период с 1815 до конца 20в только 12% межд.противоречий с участием великих держав переросло в войну.

 

Дипломатия – основной способ взаимодействия между гос-вами, в рамках к-рого они стремятся воздействовать на нац.интересы друг друга, не прибегая к воен.силе.

Грань между дипломатией и воен.насилием мб очень тонкой (см силовая дипломатия) – воен.учения у границ сопредельного гос-ва, воен.рейды.

Торг – конфликтная форма дипломатии, связ.с урегулированием конфликтов.

 

Ф-ции дипломатии:

· Урегулирование конфликтов между гос-вами

· Неконфликтные двух- или многосторонние переговоры по стратегическим и текущим вопросам

· Представительство в других гос-вах и в межд.орг-ях

 

 

Осн.вехи в истории дипломатии.

Геральд Николсон: дипломатия существовала уже в доисторические времена (переговоры между воюющими племенами). Уже в то время посланники пользовались привилегиями (нельзя убить). В Др.Греции Фукидид писал о дип.конференции в Спарте, на к-рой было принято решение начать войну с Афинами. Покровитель посланников у др.греков – Гермес (бог торговли, ремесел и воровства). В Др.Греции послами назначали лучших ораторов. Римляне не обладали особыми дип.способностями, чаще воюя, чем ведя переговоры. Только в рамках Византии почувствовалась потребность в дипломатии.

Дипломатия как назначение постоянных послов зарождается в итальянских городах в 13-14вв. так что Италия – колыбель дипломатии J

Позднее в России создается посольских приказ и появляется новый тип гос.деятеля – дипломат.

В 14-16вв дипломатами становились поэты, писатели, купцы. В 17-18вв дипломатией занимался узкий круг аристократов, образовавших «аристократический интернационал». Его представителей связывали родственные узы и аристократическая европейская культура.

 

Венский конгресс 1815г.

Упорядочил дип.деятельность и профессионализировал ее. Дипломатия была признана особым видом гос.деятельности были установлены ранги дип.представителей и решен вопрос о старшинстве в дип.корпусе (старшиной явл.посол, к-рый дольше всех других послов пребывает на службе в данном гос-ве). Было заложено много обычаев в дип.деятельности, к-рые в 20в стали частью кодифицированного межд.права.

 

В 20в происходят значительные изм-я, актуальные и в наши дни:

  • Возникает понятие открытой дипломатии в противовес тайной. До Первой мировой контроль над внешней пол-кой совершенно не касался народа и общественного мнения. Суть тайной дипломатии: народ оказывается перед фактом войны или других событий, не будучи к ним готовым. В отн-ях гос-в преобладал недоверие и подозрительность. Для внедрения открыто дипломатии была введена практика регистрации всех межгос.соглашений в Лиге Наций и ратификация наиб.важных внешнеполитич.документов в парламентах стран. Рез-том двухсторонних переговоров явл.три договоренности: одна между сторонами и по одному с внутренними силами в каждой стране. Издержки дем.дипломатии: народ не несет отв-ти за последствия принятых внешнепол.решений, снижается чувство отв-ти у лиц, принимающих решения; депутаты не представляют, что внешн.пол.делается иначе, чем внутренняя (есть партнеры со своими интересами); депутатам свойственно эмоциональное отн-е к внешн.пол-ке, основанное на идеологических и иных предпочтения; процедура ратификации чревата затягиванием принятия необходимых решений. Тайная дипломатия была отменена, но тайные переговоры отменять нельзя! На них часто обсуждаются чувствительные для сторон вопросы, к-рые не должны стать достоянием общественности.
  • Относительное снижение роли послов и посольств. В нач20в посольства были немногочисленны, и посол сам выполнял многие ф-ции. Сегодня штат посольств очень расширился. Ирония: по мере роста профессионализма дипломатов, их роль в переговорах снижается. Переговоры переносятся в межд.орг-ии. Причины: развитие всех ср-в коммуникации, облегчающих общение между гос.деятелями. происходит осложнение проблем мирового развития, что требует участия более высоких должностных лиц.
  • Многосторонняя дипломатия против двусторонней дипломатии. С начала 20в роль многосторонней дипломатии возрастает, благодаря Лиге Наций. Причина – рост глоб.проблем, требующих многостороннего обсуждения. Формы многосторонней дипломатии: ООН (Большая Восьмерка итп), неформальный (Давос), межд.посредничество.
  • Расширение неформальной дипломатии в противовес формальной. К неформальной дипломатии относятся непрямые коммуникации посредством слов (заявления МИДа) или действия (приведение войск в боевую готовность), напр.на привлечение межд.внимания к вопросу, связ.с интересами того или иного гос-ва. Неформальная дипломатия – элемент искусства упр-я внешн.пол. недостаток – сигнал мб неправильно истолкован. Разновидность неформальной дипломатии – публичная. Это информирование межд.общественности, поддержание контактов с др.народами в сфере базовых ценностей, нацеленное на создание привлекательного имиджа своей страны за рубежом (мягкая сила).
  • Влияние на дипломатию информационно-коммуникационных технологий. Мировое инф.пространство пронизано виртуальной дипломатией.
  • Возникновение парадипломатии – деятельность на межд.арене и заявление своих интересов представителей гражд.общества (парламентариев, градж.лиц, глав городов итп).

 

Осн.документ совр.дипломатии – Венская конвенция 1962г.

 

Межд.торг и его обеспечение.

 

Межд.торг:

1) торг это ср-во преодоления различий в приоритетах участников отношений посредством обмена предложениями до достижения взаимоприемлемого решения.

2) Торг это вид дип.отн-ий, имеющий след.ос-ти:

a. Между сторонами имеется конфликт интересов

b. Задача каждой из сторон – уйти как можно дальше от своего «минимума» и вынудить оппонента проделать обратное.

c. Оппоненты в позиционировании своих интересов мыслят рационально, то есть способны к компромиссам. Торг с фанатиками невозможен.

В торге важно сопоставлять свои интересы и интересы противоположной стороны. Необходимо оценить, основные или второстепенные интересы каждого гос-ва затронуты. Торг по осн.интересам не ведется!

Торг – искусство и наука, сочетание дебатов и игры.

Воен.ср-ва обеспечения торга:

Пряники: снабжение вооружением в обмен на голоса в Генассамблее ООН и пол.лояльность; согласие на размещение воен.баз в обмен на эк.помощь; формальные и неформальные оборонные союзы.

Кнуты: демонстрация воен.силы, угроза применения силы итд.

Правило: хорошая дипломатия – та, за которой стоят пушки! Сейчас это правило подвергается сомнению, поскольку исп-е оружия массового уничтожения невозможно. Чем сильнее оппонент, тем большее чувство угрозы он вызывает, и тем менее уступчивой становится противоположная сторона. Воен.сдерживание неэффективно в гражд.войнах и гос-вах, настроенных националистически.

Вывод: в свор.мире в большинстве случаев оружие как ср-во обесп-я торга боле эффективно в кач-ве поддержки, чем в кач-ве наказания (угрозы).

Экономич.ср-ва обесп-я торга:

Пряники: льготные кредиты, снижение там.пошли, предоставления режима наиб.благоприятствования.

Кнуты: эмбарго на поставку товаров в др.страну, бойкот товаров др.страны, замораживание фин.вкладов и др.

Исследования показывают не оч.высокую эффективность эк.санкций. это связано с доступностью альтернативных покупателей или продавцов товаров наказываемой стороны (вкл.черный рынок).

Недостаток эк.санкций – страдание гражданского населения, хотя санкции направлены против политического режима страны, и убытки соседних стран.

Вывод: как и в случае с военными ср-вами обесп-я торга, в совр.взаимозависимом мире эк.санкции эффективны лишь в отдельных специфических случаях.

Психологические ср-ва обесп-я торга:

  • Не ведите позиционный торг (по поводу сформулированных позиций, а не основополагающих интересов).
  • Угрозы и обещания выгод, обозначенные в процессе переговоров, должны выглядеть правдоподобно.
  • Важно учитывать стиль переговоров, свойственный другой стороне (в т.ч.языковые особенности).

11.10.12