Основные требования к внешнему облику сотрудников гостиницы и ресторана.

Чаще всего у сотрудников ресторана и гостиниц существует униформа.

Униформа, или форменная одежда – это особые костюмы для персонала, которые люди обязаны носить на работе. По мнению многих профессионалов, имеет смысл различать такие понятия, как собственно униформа и рабочая одежда.

Униформа – это одежда сотрудников, непосредственно работающих с клиентами. В гостинице это служба приема и размещения, дормены и беллмены, дежурные по этажу и т.д. В ресторане – метрдотель, сомелье, официанты, бармены. Сюда же относится «парадный костюм» шеф-повара, в котором он выходит в зал.

Рабочая одежда – одежда таких сотрудников, как работники кухни, уборщики и прочие «вспомогательные» персонажи. Отличается большей простотой моделей и материалов, используемых для пошива таких изделий.

Следует помнить, что цель и униформы, и рабочей одежды – не только создание презентабельного внешнего вида персонала, но, прежде всего, предоставление максимального комфорта самому сотруднику, который не просто постоянно носит эту одежду, а еще и работает в ней. Костюм должен быть удобным, подходить по размеру и нравиться владельцу. От этого зависит работоспособность сотрудника, настроение, с которым он выполняет свое дело. Кроме того, униформа призвана защищать (при необходимости), соответствовать нормам безопасности.

Типы униформы:

1. Классическая униформа. Она представляет из себя костюмную группу (двойку или тройку), рубашку, которая может отличаться по форме воротника, в зависимости от того, надевается ли к ней обычный галстук или «бабочка».

Часто гостиница или ресторан имеет свой фирменный цвет. В таком случае классическая униформа шьется с учетом и максимальным использованием тканей этого цвета и его оттенков. Кроме того, на «классику» чаще, чем на другие модели, наносится логотип заведения.

2. Униформа, которая разрабатывается для какого-то конкретного заведения с определенными запросами. Как правило необходимость в создании так называемых «эксклюзивных» моделей униформы возникает в тех случаях, когда дизайн и стиль заведения связаны с историческим, национальным костюмом или литературным персонажем. К тому же классу относятся модели костюмов в модернистском стиле, которые стали часто использоваться в униформе для кафе и баров.

Униформа для разных служб гостиницы и ресторана:

- руководящий состав (старшие менеджеры). Этот тип униформы представляет из себя классический костюм, двойку или тройку. Иногда, особенно в ресторанах, предпочтение отдается фрачной группе. На униформе этого класса редко вышивается логотип заведения. В сущности, это даже не униформа в принятом нами смысле этого слова, а скорее парадный костюм для встречи гостей, который старший менеджер надевает в связи с какими-либо торжественными мероприятиями.

- костюмы высшего руководящего состава обычно бывают классического черного цвета, униформа менеджеров рангом ниже может быть сшита из ткани «фирменного» цвета гостиницы или ресторана. Одежда для руководящего состава часто шьется из более дорогих тканей, чем другие типы униформы (например, из стопроцентной шерсти).

- униформа метрдотеля также представляет из себя классический костюм или фрачную группу. Здесь, в погоне за некоторой театральностью, предпочтение чаще отдается фраку или смокингу. На этот тип униформы может наноситься логотип.

- сомелье. Костюм старшего сомелье обычно включает в себя фрак или смокинг. Если сомелье – человек заслуженный, на фраке будет приколот знак отличия серебряная или золотая виноградная гроздь. Особым аксессуаром является чаша, из которой сомелье должен пробовать старинные вина перед тем, как предложить их гостям; она выполняется из серебра.

- официанты одеты в униформу практически во всех заведениях. Классическим вариантом является «черный низ, белый верх». Костюм представляет из себя рубашку, жилетку или короткий пиджак (спенсер), брюки черного цвета или юбки. В качестве аксессуара традиционно используется галстук-бабочка, хотя в последнее время она часто заменяется бантиком. Реже униформа девушек-официанток может представлять собой платье. Возможно также использование красивых фартуков, которые позволяют униформе дольше сохранять свой внешний вид.

- костюм барменов. Особого внимания достоин специальный жилет для барменов. На первый взгляд это обычный черный жилет. На самом деле на передней его части почти незаметные, находятся ряды карманов, несколько карманов располагаются также на внутренней стороне изделия. Таким образом, этот элегантный классический жилет содержит до 15 отделений, в которые можно положить множество предметов, необходимых бармену для работы.

- костюм швейцара (дормена). Наверное, это самый интересный тип униформы, потому что он традиционно включает в себя такие элементы, как пальто или плащ, фуражку или цилиндр и т.д. В летнее время костюм дормена состоит из брюк и удлиненного пиджака. Осенью и весной на нем надет плащ или легкое пальто, зимой – теплое пальто, которое может быть снабжено отстегивающейся подкладкой. Сверху на пальто надевается короткая пелерина, которая защищает его от снега и дождя, а также делает костюм более теплым.

Швейцар – первый человек, которого клиент видит в гостинице. Поэтому в отделке этой униформы обычно используются ткани разных цветов, различные золотые ленты и т.д. Если брюки и пальто черные, а отделка на них красная, то пелерина может быть также красного цвета. Естественно, весь костюм, включая головной убор, выполняется в единой цветовой гамме. На форму швейцара как правило наносится логотип гостиницы.

- костюм подносчиков багажа, посыльных. Униформа для этих сотрудников состоит из брюк и короткого пиджака (спенсера). Если человек работает в фойе гостиницы, его костюм обычно выполняется в той же цветовой гамме, что и форма швейцара: при выборе цвета также часто принимается во внимание интерьер фойе. В том случае, когда у гостиницы существует свой фирменный цвет, униформа этих сотрудников (как и униформа дорменов) делается из соответствующей ткани. Пиджак посыльных и подносчиков багажа как правило бывает ярким – это необходимо для того, чтобы сотрудник такой службы был сразу заметен, и гостю не приходилось самому тащить чемодан. На спине, на уровне лопаток, под тканью в спенсер подносчиков багажа часто вшивается особая резинка. Когда человек наклоняется и поднимает багаж, резинка растягивается и не позволяет пиджаку разорваться, потом же, когда сотрудник выпрямляется, резинка вновь сжимается, и спенсер принимает свой обычный вид.

- костюм сотрудников приема гостей (портье), дежурных по этажу выполнен, как правило, в классической форме. Однако пиджаки или жилеты обычно выполняются из тканей фирменного или просто достаточно яркого цвета, и на них обязательно наносится логотип гостиницы. Таким же образом должны выглядеть и сотрудники охраны: это позволит им не выделяться среди остальных служащих.

- форма работников кухни состоит из брюк, куртки, головного убора (поварской колпак, пилотка) и шейного платка. Классические поварские брюки имеют свободный покрой (т.к. они не должны стеснять движения) и делаются из материалов серого и черного цвета в крупную или мелкую клеточку. Однако в последние годы европейские модельеры стали предлагать новые варианты брюк ярких цветов с разнообразными орнаментами. Шейный платок необходим для того, чтобы предотвратить кожу шеи от попадания горячих веществ; обычно он выполняется из тканей той же расцветки, что и брюки, или светлых тканей. Поварская куртка – белая прямая, достаточно свободная двубортная куртка; обычно она рассчитана как на мужчин, так и на женщин. Пуговицы для этих курток имеют специальную конструкцию: они должны выниматься, чтобы курку можно было кипятить. Естественно, одежда для кухни включает в себя фартуки, которые могут быть разнообразных видов и размеров.

Шеф-повар, помимо своей рабочей одежды, имеет парадную униформу для выхода в зал (серьезный банкет, презентация блюда). «Выходной» колпак сантипетров на 10 выше, чем обычный, работать в таком не очень удобно. Брюки могут быть черного цвета или в клеточку. Основной же частью костюма является куртка. На ней вышивается имя и фамилия повара, логотип заведения, в котором он работает; часто на куртке бывает подробно вышита вся история карьеры шеф-повара. Фартук и куртка отделываются кантами и прочими украшениями; по цвету кантов, шейного платка и пуговиц знающие люди могут определить уровень шеф-повара и его место в иерархии.

- одежда горничных тоже относится к классу «рабочая одежда», однако сотрудники этой службы довольно часто пересекаются с гостями, поэтому их форма должна быть если не красивой, то, как минимум, аккуратной и при этом удобной в работе. Классический европейский вариант одежды для горничных – халаты неярких цветов, с фартуком или без него. В некотором роде более удобным является вариант свободной, достаточно длинной юбки и рубашки, не стесняющей свободу движений. В последнее время костюм для горничных все чаще включает в себя свободные брюки и куртку, что делает его немного похожим на одежду современных хирургов. В качестве головного убора можно использовать разнообразные косынки, кокошники и пилотки, которые не дают прядям волос падать на лицо. Костюм для горничной обязательно должен хорошо стираться, не линять.

Большую роль во внешнем облике работника контактной зоны ГТК играют манеры. Хорошие манеры производят благоприятное впечатление на посетителей. Считается неприличным во время разговора с гостем рассматривать руки, стучать пальцами по столу, почесывать затылок и т.п. Общаясь с гостем, следует смотреть на него, а не в сторону. Не рекомендуется резко садиться, вставать и поворачиваться. Изящество манер работника ГТК достигается тренировками и во многом зависят от нормальных условий его труда и быта.

Мимика и жесты - важные составляющие внешнего облика работника контактной зоны ГТК. Жесты должны быть выразительны и сдержанны. Размахивание руками при разговоре, нервные движения головой и плечами свидетельствуют о низкой культуре работника контактной зоны ГТК. Выражение его лица должно быть ни скучающим, ни угодливым, а доброжелательным, с приветливой улыбкой.

Исходя из вышесказанного можно сказать, что внешний вид помещения, интерьер, облик сотрудников и их манеры значительно сказываются на имидже предприятия, а следовательно и на востребованности услуг этого предприятия.

Каждый из сотрудников гостиницы вносит свой вклад в создание у гостя хорошего впечатления о гостинице. Говоря о культуре поведения работников сферы гостиничного сервиса, можно выделить две стороны: контакты с клиентом и контакты с персоналом. Независимо от интерьера и условий проживания в гостинице крайне важным остаются уровень обслуживания и общение с клиентом. Гордость любой гостиницы - это персонал, который может говорить на разных языках и производить хорошее впечатление на гостей уровнем своих знаний и гибкостью общения. Необходимо постоянно проявлять заботу о гостях, потому что гость - это самая важная персона, независимо от того, позвонил ли он, Своим внешним видом, своими хорошими манерами обслуживающий персонал ГТК демонстрирует гостям образцы культуры поведения. Неестественность, расчет на внешний эффект приводят к манерности в поведении работника ГТК. Дурные привычки, плохие манеры портят впечатление о работнике ГТК, не способствуют завоеванию уважительного и доверительного отношения к нему и к гостинично-туристскому комплексу в целом со стороны гостей.

Рассмотрев одежду сотрудников гостиницы и туризма, хотелось бы перейти к следующему вопросу: внешний облик сотрудников, работающих в сфере туризма.