Виды государственного управления в области использования и охраны земель и органы, осуществляющие эти виды управления

 

Государственное управление земельным фондом (государственными ресурсами) РФ подразделяется на следующие виды:

1) общегосударственное управление

2) ведомственное (специальное) управление

3) муниципальное управление

4) внутрихозяйственное управление (не отождествляется с государственным управлением, хотя цели совпадают. Это управление в рамках конкретного предприятия.)

Общегосударственное управление Общегосударственное управление осуществляют следующие органы:

1) Гос. дума

2) Федеральное собрание

3) Правительство РФ

4) Президент РФ (определяет аграрную политику, политику страны в области земельных ресурсов)

5) те же органы на региональном уровне.

Задача этих органов - определить государственную земельную политику.

Ведомственное (специальное) управление Его осуществляют:

1) государственная Федеральная служба земельного кадастра (это координирующий орган)

2) Министерство природных ресурсов

3) Министерство имущественных отношений

4) Министерство сельского хозяйства с нижестоящими звеньями

5) Министерство путей и сообщения

6) Министерство здравоохранения и его санитарно-эпидемиологическая служба

Федеральная государственная служба земельного кадастра (ФГСЗК) Действует на основании Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утверждённом постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 22. Согласно этому Положению ФГСЗК является федеральным органом исполнительной власти.

ФГСЗК осуществляет свои функции:

1) по ведению гос. земельного кадастра

2) по землеустройству

3) по гос. земельному контролю

4) по гос. учёту расположенных на земельных участках и тесно связанных с ними хозяйственных объектов и других сооружений.

Права ФГСЗК:

1) проводить проверки достоверности сведений, вносимых в кадастровую документацию

2) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства

3) приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, ведущие к загрязнению и порче земель

4) запрашивать у соответствующих органов информацию, необходимую для

ФГСЗК возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

Руководитель ФГСЗК имеет своих заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по представлению Правительства РФ.

Полномочия руководителя ФГСЗК:

1) осуществляет руководство ФГСЗК и несёт персональную ответственность за её деятельность

2) осуществляет руководство Коллегией

3) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата ФГСЗК

4) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов

5) устанавливает должностные обязанности своих заместителей

6) привлекает к дисциплинарной ответственности работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов

7) издаёт приказы и распоряжения в пределах своих полномочий.

Коллегия ФГСЗК состоит из:

· руководитель ФГСЗК и его заместители (они входят в состав Коллегии в силу занимаемой должности)

· работники центрального аппарата (специалисты) и руководители территориальных органов ФГСЗК

· учёные и практические работники (специалисты).

Члены Коллегии (кроме руководителя ФГСЗК и его заместителей) утверждаются Правительством РФ.

Решения Коллегии принимаются большинством голосов присутствующих и реализуются приказом руководителя ФГСЗК. В случае разногласия между членами Коллегии и руководителем (он одновременно является председателем Коллегии) решение принимает руководитель ФГСЗК, и он обязан доложить Правительству о возникших разногласиях.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете, которые предназначены для гос. управления земельными ресурсами.

Муниципальное управление

Осуществляется органами местного самоуправления.

ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000 г.

Муниципальное управление направлено на:

1) обеспечение рационального использования и охраны земель муниципального образования

2) органы разрабатывают свои местные программы по использованию земель, организуют проведение мониторинга земли на местном уровне

3) органы контролируют использование выделенных средств по назначению

4) органы контролируют использование и охрану земель

5) обеспечивают запрос информации у землепользователей о состоянии и охране используемых ими земель

Внутрихозяйственное управление (на примере сельскохозяйственного производственного кооператива)

Внутрихозяйственное управление, также как и в целом государственное управление земельным фондом РФ, направлено на обеспечение рационального использования и охраны земель. Однако внутрихозяйственное управление не отождествляется с гос. управлением. Гос. управление осуществляется федеральными органами гос. власти в отношении всего земельного фонда РФ (органы, осуществляющие управление, имеют другие полномочия). Внутрихозяйственное управление осуществляется системой органов кооператива, у которых нет властных полномочий (таких, как у гос. органов).

Органы, осуществляющие внутрихозяйственное управление, определяются:

· ст. 107 - 111 ГК РФ определяют правовое положение производственного кооператива (производственные кооперативы создаются во многих сферах экономики страны, а не только в сельском хозяйстве).

· ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» 1995 г. (с изм. и доп.).

Система органов внутрихозяйственного управления в с/х кооперативе:

1) Общее собрание членов с/х кооператива Это высший орган, т.к. в Уставе конкретного кооператива закрепляется исключительная компетенция этого органа:

- он может рассматривать любой вопрос, если этого пожелают члены кооператива

- он вправе отменить решения других коллегиальных органов кооператива и распоряжения должностных лиц.

2) Наблюдательный совет

Эта форма участия членов кооператива в управлении не была известна колхозному законодательству.

Специфика этого органа: Наблюдательный совет соединил в себе функции органа управления и функции внутрихозяйственного контроля. С появлением данного органа ушла в историю ревизионная комиссия, которая ранее действовала, что было закреплено в уставах форм хозяйствования (колхозы и т.д.) в прежние времена. Если число членов кооператива превышает 50 человек, то Наблюдательный совет обязательно должен быть создан, в противном случае Наблюдательный совет может либо создаваться, либо нет.

3) Правление кооператива -это исполнительно-распорядительный орган. Правление призвано обеспечить выполнение постановлений высшего органа -Общего собрания членов кооператива. Возглавляет Правление Председатель кооператива. Председатель - это главное должностное лицо и единоличный орган управления. Если предприятие небольшое, Правление можно не создавать.

4) Если кооператив является крупным предприятием, имеет значительное количество земельных ресурсов, и собрать общее собрание членов кооператива затруднительно или вообще нет такой возможности, нет условий. В крупных кооперативах (более 300 членов) в качестве высшего органа управления создаётся и закрепляется в уставе Собрание уполномоченных. Об этом органе говорится уже в «Примерном уставе с/х артели». Представители собирались (избирались) от селений. Возможность наличия такого органа признаёт и ФЗ «О с/х кооперации».

Собрание уполномоченных тождественно по правовому статусу Общему собранию членов кооператива, решает все вопросы.

Собрание уполномоченных - это орган представительной демократии, Общее собрание членов с/х кооператива - это орган непосредственной демократии.

В Собрание уполномоченных входят представители членов кооператива, избранные представлять их интересы. Желающие могут прийти на Собрание уполномоченных, присутствовать, вносить предложения, участвовать в обсуждении, но не могут голосовать.

Если число членов кооператива превышает 50 человек, то Наблюдательный совет обязательно должен быть создан, в противном случае Наблюдательный совет может либо создаваться, либо нет.

Обязательным является наличие исполнительно-распорядительного органа, специалистов. Специалисты принимают участие в составлении производственно-хозяйственного плана, они разрабатывают технологию использования с/х земель, выращивания с/х культур.

Например: в советское время была разработана и внедрялась технология выращивания кукурузы парафинированными семенами (это позволяло увеличить вегетативный период и значительно увеличить урожаи).

Каждый из органов решает вопросы в пределах своей компетенции.

Общее собрание утверждает производственно-хозяйственный план, учитывая необходимость сохранения и улучшение качества земель. Охрана земли должна учитывать с/х специфику.

Коллегиальные органы управления действуют во взаимосвязи, взаимозависимости.