Наблюдение 11. Андрей 3.14 лет.

С детского возраста непоседлив, гиперактивен. Учится в 9 классе вместе с сестрой близнецом. Обучение дается с трудом, преобладаю­щая оценка — тройка. Особенно тяжело даются точные науки. Читать не любит. В изложениях и сочинениях масса ошибок, почерк неряш­ливый, присутствует элемент украшения письменных работ, причуд­ливые обводки заголовков, выделение различными цветами ручек оп­ределенных слов в тексте, не связанных с требованиями учителя. Речь быстрая, смазанная, звукопроизношение дефектное — призубный сиг-матизм свистящих звуков.

Классный руководитель характеризует Андрея как любопытного, имеющего разносторонние интересы, вместе с тем очень упрямого, взрывчатого, мстительного. Мальчик любит рисовать, где стереотип­но повторяется военный сюжет с одинаковыми предметами и учас­тниками. В себе не уверен. Ощущается потребность в ласке, заботе. В 6 классе был замечен в воровстве. Украл у дедушки 600 рублей, ку­пил на эти деньги игрушек, жевательной резинки и раздал все куп­ленное детям в классе. В 7 классе — воровство в квартире товарища. Украл золотое кольцо и продал его. Стал собирать, копить деньги, чтобы быть независимым. В этом же классе начал прогуливать уроки, хуже учиться, замечен в курении сигарет, ругается нецензурной бранью, стремится психологически подавлять сверстников, подчи­нять их себе. Сопротивляющимся угрожает, припугивает, на высо­те спора, конфликта появляются неврозоподобные тики на лице, что пугает окружающих.

В 8 классе, задумав отомстить, разогрел на сухом топливе метал­лическую пуговицу на куртке и приложил эту раскаленную пуговицу к шее своего лучшего друга, оставив тем самым клеймо на всю жизнь. Свой поступок объяснил тем, что «надо бить своих, чтобы чужие бо­ялись». Когда родители потерпевшего попытались его приструнить, у Андрея вновь появились тики на лице, он покраснел и, зажав в руке железную линейку, «заикаясь», подкатывая глаза, сказал, что он за себя не отвечает. Родители и учитель ретировались. После этого эпи­зода он совершенно спокойно обратился к окружающим одноклассни­кам с «нравоучительной речью», смысл которой сводился к тому, что­бы они на родителей не надеялись, а «лучше держались его», так как он один может «и защитить, и наказать». Его друг после этого случая перестал с ним конкурировать за пальму лидерства в классе. Андрей же в случае необходимости, когда возникала угроза неповиновения или «бунта отличников», лениво, но угрожающим тоном требовал показать всем клеймо на шее. После этого заявлял, что отличники не успеют до­бежать до родителей, а «клеймо на лбу каждого будет дымиться».

В 9 классе на празднике в парке в нетрезвом виде воровал бутылки со столов в кафе, допивал спиртное и напитки, доедал остатки пищи, буянил, угрожая сожжением кафе. Ушел только после того, как за­ведующий кафе «подарил» ему бутылку пива. В этом же классе учас­твовал в разбойном нападении на прохожую девушку — вырвал су­мочку из рук. Попал в милицию, но денег не возвратил, сославшись, что у него самого их украли.

После появления в школе нового классного руководителя, который организовал секцию рукопашного боя, вовлек в нее многих одноклас­сников, последние стали вести себя «нагло и не подчиняться». Андрей, выпив пива, решил «поговорить» с учителем, но последний, отличаясь сдержанностью и физической силой, дал несколько оплеух и предло­жил заниматься в секции. Андрей после этого всем сверстникам объ­являл трижды, что после педагогических мер «новоявленного Мака­ренко» он сбросится с 9 этажа и тогда «посмотрим, куда его денут».

Наблюдение 12. Ирина С. 14 лет.

Мама — воспитатель детского сада, много внимания уделяла де­вочке. В анамнезе родовая травма, частые простудные заболевания. Развивалась с небольшими отклонениями от нормы, сидеть начала в 7 месяцев, ходить — в 1,3 год, первые слова появились к 1,5 годам. Всегда отличалась двигательной расторможенностью, крикливостью, капризностью, упрямством, эпизодами угрюмого и мрачного настрое­ния. Отмечались симптомы регрессивных психических расстройств — долго не формировались навыки опрятности — энурез до 8 лет. В до­школьном возрасте девочка проявляла непослушание, деспотичность по отношению к матери, к сверстникам. Ученье давалось с трудом, мышление характеризовалось конкретностью, речь невнятностью, маловыразительностью, с искаженным произношением звуков свис­тящих и шипящих (межзубные и боковые варианты произношения), письмо и чтение формировалось с трудностями (дисграфия, дислек­сия). Скудный запас слов, аграмматизмы в спонтанной речи, даль­нейшие трудности овладения письменной речью, низкие оценки по всем предметам, особенно по русскому языку (за самостоятельные письменные работы — изложения, сочинения).

Внешность девочки: выглядит акселерированной (высокого роста, черты маскулинности, диспластичное телосложение), своеобразная фор­ма черепа, грубые черты лица. При обследовании моторики мышц лица, артикуляционной, общей и пальцев рук выявлялась минимальная не­врологическая симптоматика: асимметричность носогубных складок, спастичность кончика языка, диспраксические явления в пальцевых пробах, неловкость общих движений при выполнении физических уп­ражнений на уроках физкультуры, музыкальных занятиях.

Девочка ничем не интересовалась, мама старалась приобщить ее к общенациональной культуре, нанимала педагогов-музыкантов, которые давали уроки на дому (девочка отказалась ходить на уро­ки музыки в музыкальную школу), с дошкольного возраста девоч­ку старались приобщить к спорту, но все это только вызывало со стороны ребенка негативные реакции, нежелание учиться, которое сама Ира объясняла страхом получить плохую отметку или боязнью строгих претензий учителей. Все беседы мамы с дочкой заканчива­лись вспышками гнева со стороны дочки, далее следовали семейные конфликты, уходы из школы, бродяжничество, ранняя алкоголи­зация, начало половой жизни с 13 лет. По несколько дней ночевала якобы «у подруг». В ответ на требования следовать неким семейным и общественным традициям отвечала циничными упреками в адрес матери и обвинениями в неправильном воспитании, в отсутствии учета ее индивидуальных психологических особенностей, что зву­чало как дополнительная издевка по отношению родителей. «Вы ничего со мной не сделаете, живу как хочу и с кем хочу, пью, что хочу, а ночую — где придется». Эйфорическое настроение легко ме­няется на мрачный оттенок с отчетливыми признаками дисфории, приставучестью и конфликтностью.

 

Циклоидный психотип. Для таких детей характерно ме­няющееся психическое состояние. У них наблюдаются пери­оды гипертимного настроения, когда они общительны, любят озорничать, включаются в шумные игры, любят командовать и дурачиться. В периоды спада настроения они могут быть вя­лыми. Бездеятельными, а иногда беспокойными, тревожны­ми, плаксивыми. В школьном возрасте отмечается большая истощаемость, раздражительность. Нередко расстройство сна, снижение аппетита. Часто у таких детей в дошкольном и младшем школьном возрасте отмечается кусание ногтей, со­сание пальцев, выдергивание волос на голове. В пубертатном возрасте, как правило, удлиняется время и выраженность субдепрессивных фаз, во время которых отмечается затруд­нение в учебе. Такие дети и подростки с трудом переносят лю­бые ломки жизненного стереотипа (переход в другой класс, переезды в другой город). В то же время размеренные рамки налаженной жизни существенно усиливают их адаптацию.

return false">ссылка скрыта

 

Наблюдение 13. Маша К. 10 лет.

В анамнезе у девочки рождение в асфиксии, частые простудные заболевания. Раннее развитие характеризовалось ранним психофи­зическим развитием: ходить начала в 9 месяцев, первые слова поя­вились позднее к 1,4 году, фразы к 2,5 годам. Отмечалась диффузная неврологическая: отмечался незначительный гипертонус мышц рук и артикуляционных мышцах. С раннего возраста отмечена привыч­ка сосать палец во сне. Этот палец визуально можно отличить от остальных пальцев на руках девочки, он отличается дистрофичнос-тью и бледностью кожных покровов. В связи с этой привычкой из­менился прикус (открытый передний). Дефектное звукопроизноше­ние (межзубный синдром) было значительно шире, чем механичес­кая дислалия. С трудом набирала словарный запас. В дальнейшем к привычке сосать палец присоединилась привычка вытирать волосы на голове во время сна. Таким образом, во сне девочка одновремен­но сосала палец правой руки, а левой рукой делала вращательные движения в определенном месте головы (это место также можно оп­ределить визуально — это круглой формы пятно облысения слева чуть выше виска).

Внешне выглядит младше своего возраста, невысокого роста, ху­денькая, бледная, угрюмая, расторможенная, нервная, деспотичная по отношению к родным и сверстникам. В детский садик не ходи­ла, не смогла адаптироваться. Находилась с бабушкой, которая пот­ворствовала всем желаниям внучки. Все, что требовало усилий и на­пряжения, вызывало и вызывает у девочки негативную реакцию, вспышки гнева, отказ от деятельности. Выраженные расстройства моторики выявляются в работах по рисованию, аппликациях, пись­менных заданиях. Навыки самообслуживания затруднены: с трудом зашнуровывает ботинки, завязывает шнурки. Все движения замед­ленны. Читать научилась до школы, но читать не любит. Быстро счи­тает, любит решать задачи. При письме выявляются дисграфические ошибки, обусловленные нарушением звукобуквенного анализа (на­рушение фонемного анализа и синтеза слов). В школе быстро утом­ляется, особенно к концу недели, месяца, к концу года. Часто боле­ет. Подруг не имеет, в классе часто конфликтует с одноклассниками. Занималась у логопеда, но занятия не помогли, маловыразительной, «смазанной», невнятной. Дисграфия сочеталась с дизорфографией. У девочки наблюдаются немотивированного повышенного настрое­ния, в которые она много говорит, смеется, пытается сблизиться со сверстниками и иногда ей это удается. В этот период она, желая за­крепить дружеские связи, дарит подарки, предлагает свою помощь, приглашает домой для совместной подготовки к урокам. Так же немотивированая ее активность вскоре переходит в угрюмость, вя­лость, пассивность, нежелание общаться. Все это мешает ей завести друзей. В этот период плохо учится, раздражительна, иногда груба и даже драчлива. Катамнестическое обследование в возрасте 15 лет показало, что в периоды повышенного настроения стремилась войти в компании с асоциальными установками (алкоголизация, праздный образ жизни) и скрывала это от родителей.

 

Все выше перечисленные психотипы личности подростков в диапазоне пограничной аномальной личности обнаружива­ют нарушения темпа развития: диссоциированное развитие, акселерация, ретардация.

Как видно из приведенных примеров, патологическое развитие личности у подростков наблюдалось на фоне энце­фалопатии. Расстройства настроения, особенности речевой патологии, нарушение социального поведения скорее всего связаны с активными патофизиологическими процессами в мозге, отражающимися в нарушении высших психических функций. Резистентность симптомов, а иногда и их прогрес-сирование трудно объяснить только особенностями развиваю­щегося мозга в условиях остаточных явлений перенесенного церебрального паралича у этих детей. Психолого-педагоги­ческие наблюдения свидетельствуют о близости данных яв­лений к тому, что обнаруживается при непароксизмальных эпилептических расстройствах (Л.Р. Зенков, 2007).