Правовое регулирование.
Определение. Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения осуществляемое с помощью юридических средств.
Значение понятия правового регулирования. Ценностный смысл правового регулирования состоит в том, что благодаря ему:
1. cоздается система упорядоченных отношений (правопорядок);
2. познаются функциональные закономерности права, его возможности и эффективность;
3. обеспечивается взаимодействие, системность всех правовых явлений.
Особенности правового регулирования воздействие. Правовое регулирование - это:
a. воздействие государственное;
b. воздействие волевое;
c. воздействие целенаправленное;
d. воздействие, осуществляемое специфическими (правовыми) средствами;
e. воздействие, гарантированное государством.
Цели правового регулирования. Правовое регулирование должно:
1. закреплять сложившиеся отношения;
2. стимулировать дальнейшее развитие существующих отношений и связей;
3. вытеснять социально-вредные связи и отношения.
В литературе называют и другие цели правового регулирования. Например, генеральную и производные (В.Н. Хропанюк). Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенных в них принципах социальной справедливости. Производными можно считать названные ранее цели.
Уровни правового регулирования. Результат правового регулирования проявляется на двух уровнях:
1. уровне поведения граждан (это результат непосредственный - правомерное поведение граждан, это непосредственная реализация);
2. уровне общественных отношений в целом, всего общества (это вид общественных отношений, которые они приобретают - правопорядок).
Функции правового регулирования. Правовое регулирование выполняет две главные функции:
1. развитие общественных отношений;
2. охраны, защиты общественных отношений (А.В. Малько).
Функцию развития общественных отношений отличает то, что она:
- носит творческий характер;
- обеспечивается в основном праворегулирующими средствами;
- имеет первичное значение;
- выражает динамические качества права.
Функцию охраны общественных отношений отличает:
- обеспеченность правовыми тормозами: (наказание, ответственность, запреты, ограничения, обязывания и т.д.);
- вторичный характер (непосредственно на развитие общественных отношений не направлена).
Виды правового регулирования. Общепризнанным является деление правового регулирования на
1. нормативное и
2. индивидуальное.
Нормативное регулирование. Нормативное регулирование отличается тем, что оно:
- представляет собой деятельность компетентных органов по разработке и
принятию норм права;
- осуществляется на основе нормативного правового акта;
- регулирует типичные, многочисленные ситуации, случаи;
- призвано обеспечить единый порядок и стабильность в регулировании общественных отношений.
Индивидуальное регулирование. Индивидуальное правовое регулирование отличается тем, что оно:
- разрешает ситуацию на основе индивидуального акта (приказ, решение, приговор) и нормы права;
- призвано обеспечить учет конкретной обстановки, своеобразие юридической ситуации;
- основано на принятии субъектом собственного решения, в котором проявляется его воля, интересы, потребности (в этом и есть его суть);
- свободное (собственное) решение облекается в форму правила поведения;
Ценность индивидуального регулирования заключается в том, что позволяет учесть особенности конкретной ситуации, обеспечить инициативу и активность участников отношений, включить в правовое регулирование их опыт.
Виды индивидуального регулирования. Различают два вида индивидуального правового регулирования:
1. автономное - оно осуществляется между юридически равными субъектами (заключение договоров, совершение сделок);
2. государственно-властное - между неравными субъектами (вынесение договоров, судебных решений).
Этапы (стадии) правового регулирования. Стадиями правового регулирования являются:
1. регламентация общественных отношений;
2. возникновение правоотношений;
3. реализации норм права.
Некоторые авторы выделяют еще одну стадию - применение норм права, считая ее факультативной, дополнительной стадией.
Первая стадия - регламентация общественных отношений. Стадия имеет и другие названия: возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права (Р.К.Русинов); формирования и общего действия юридических норм (В.И. Гойман); издание нормы права и ее общее действие (С.А. Комаров).
На данной стадии:
- определяется круг субъектов правоотношений;
- устанавливается их статус;
- определяются возможные права и обязанности участников правоотношений;
- указываются возможные варианты их поведения;
- данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте, принимаемом государственным органом.
Вторая стадия - возникновение правоотношений. Ее называют еще стадией возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (С.А. Комаров); стадией индивидуализации прав и обязанностей (В.А. Якущев).
На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношений):
- наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой юридические факты;
- нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;
- возникают правоотношения;
- участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.
Третья стадия. На стадии реализации правовая норма начинает «работать» - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.