Правовое регулирование.

Определение. Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения осуществляемое с помощью юридических средств.

Значение понятия правового регулирования. Ценностный смысл правового регулирования состоит в том, что благодаря ему:

1. cоздается система упорядоченных отношений (правопорядок);

2. познаются функциональные закономерности права, его возможности и эффективность;

3. обеспечивается взаимодействие, системность всех правовых явлений.

Особенности правового регулирования воздействие. Правовое регулирование - это:

a. воздействие государственное;

b. воздействие волевое;

c. воздействие целенаправленное;

d. воздействие, осуществляемое специфическими (правовыми) средствами;

e. воздействие, гарантированное государством.

Цели правового регулирования. Правовое регулирование должно:

1. закреплять сложившиеся отношения;

2. стимулировать дальнейшее развитие существующих отношений и связей;

3. вытеснять социально-вредные связи и отношения.

В литературе называют и другие цели правового регулирования. Например, генеральную и производные (В.Н. Хропанюк). Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенных в них принципах социальной справедливости. Производными можно считать названные ранее цели.

Уровни правового регулирования. Результат правового регулирования проявляется на двух уровнях:

1. уровне поведения граждан (это результат непосредственный - правомерное поведение граждан, это непосредственная реализация);

2. уровне общественных отношений в целом, всего общества (это вид общественных отношений, которые они приобретают - правопорядок).

Функции правового регулирования. Правовое регулирование выполняет две главные функции:

1. развитие общественных отношений;

2. охраны, защиты общественных отношений (А.В. Малько).

Функцию развития общественных отношений отличает то, что она:

- носит творческий характер;

- обеспечивается в основном праворегулирующими средствами;

- имеет первичное значение;

- выражает динамические качества права.

Функцию охраны общественных отношений отличает:

- обеспеченность правовыми тормозами: (наказание, ответственность, запреты, ограничения, обязывания и т.д.);

- вторичный характер (непосредственно на развитие общественных отношений не направлена).

Виды правового регулирования. Общепризнанным является деление правового регулирования на

1. нормативное и

2. индивидуальное.

Нормативное регулирование. Нормативное регулирование отличается тем, что оно:

- представляет собой деятельность компетентных органов по разработке и

принятию норм права;

- осуществляется на основе нормативного правового акта;

- регулирует типичные, многочисленные ситуации, случаи;

- призвано обеспечить единый порядок и стабильность в регулировании общественных отношений.

Индивидуальное регулирование. Индивидуальное правовое регулирование отличается тем, что оно:

- разрешает ситуацию на основе индивидуального акта (приказ, решение, приговор) и нормы права;

- призвано обеспечить учет конкретной обстановки, своеобразие юридической ситуации;

- основано на принятии субъектом собственного решения, в котором проявляется его воля, интересы, потребности (в этом и есть его суть);

- свободное (собственное) решение облекается в форму правила поведения;

Ценность индивидуального регулирования заключается в том, что позволяет учесть особенности конкретной ситуации, обеспечить инициативу и активность участников отношений, включить в правовое регулирование их опыт.

Виды индивидуального регулирования. Различают два вида индивидуального правового регулирования:

1. автономное - оно осуществляется между юридически равными субъектами (заключение договоров, совершение сделок);

2. государственно-властное - между неравными субъектами (вынесение договоров, судебных решений).

Этапы (стадии) правового регулирования. Стадиями правового регулирования являются:

1. регламентация общественных отношений;

2. возникновение правоотношений;

3. реализации норм права.

Некоторые авторы выделяют еще одну стадию - применение норм права, считая ее факультативной, дополнительной стадией.

Первая стадия - регламентация общественных отношений. Стадия имеет и другие названия: возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права (Р.К.Русинов); формирования и общего действия юридических норм (В.И. Гойман); издание нормы права и ее общее действие (С.А. Комаров).

На данной стадии:

- определяется круг субъектов правоотношений;

- устанавливается их статус;

- определяются возможные права и обязанности участников правоотношений;

- указываются возможные варианты их поведения;

- данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте, принимаемом государственным органом.

Вторая стадия - возникновение правоотношений. Ее называют еще стадией возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (С.А. Комаров); стадией индивидуализации прав и обязанностей (В.А. Якущев).

На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношений):

- наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой юридические факты;

- нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;

- возникают правоотношения;

- участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.

Третья стадия. На стадии реализации правовая норма начинает «работать» - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.