Понятие правотворчества
Определение. Правотворчество – деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путём принятия нормативно-правовых актов.
Значение правотворчества. Значение состоит в том, что правотворчество является:
1. формой руководства общества – организует движение общества по заданному кругу;
2. начальным звеном правового регулирования и от него зависит качество законодательства, эффективность регулирования общественных отношений.
Термином «правотворчество» в юридической науке обозначается процесс создания правовых норм. Создание норм права неразрывно связано с государственной властью и её предназначением.
Способы создания правовых норм. Обычно выделяют следующие способы создания и выражения норм права (источников права):
1. судебный или административный прецедент;
2. правовой обычай – сложившееся на практике обязательное для исполнения правило построения отношений;
3. правовая доктрина – обязательные для исполнения руководящие начала построения отношений, выработанные юридической наукой;
4. нормативно – правовой договор – соглашения между государствами или его отдельными органами, в котором содержатся нормы права;
5. нормативно - правовые акты.
Понятие правотворчества может трактоваться ко всем указанным способам создания норм права. Мы же под правотворчеством будем понимать процесс создания правовых норм путём принятия нормативно-правовых актов.
Признаки правотворчества. Правотворчество отличается тем, что представляет собой:
1. деятельность нормотворческую;
2. деятельность государственную;
3. деятельность управленческую;
4. деятельность регламентированную, процессуальную.
Мнение о том, что правотворчество – исключительная прерогатива государства, что право есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности (О.В. Макаров, Н. Неновски, Н.И. Матузов и др.) поддерживаются не всеми. Правотворческая деятельность государства должна трактоваться в достаточной степени условно. Этот термин скорее метафора, чем обозначение реального процесса. Государство не творит право. Оно его лишь выражает и способствует реализации юридических норм. Процесс образования идёт в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе (В.Н. Протасов).
В юридической литературе называются и другие особенности правотворчества:
- оно формирует стратегию развития общества; уровень и культура правотворчества – это показатель цивилизованности и демократии общества (А.В. Малько);
- это деятельность рациональная, направленная на решение определённых социальных проблем, на достижение определённых целей экономического, политического, социального, экологического характера и т.п. (А.Ф. Черданцев).
Импульсом, движущим началом правотворчества являются социальные интересы как тех лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и тех, кто в оппозиции к ней или составляет правопослушное большинство. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, их согласование, «усреднение», компромиссность, с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых интересов».
Задачи правотворчества. Перед правотворческим органом встают задачи поискового плана:
1. сформулировать эффективно действующие нормы права;
2. создать надёжный механизм их реализации в конкретных отношениях;
3. согласовать нормы права с системой действующего законодательства.
Функции правотворчества. Правотворчество выполняет три функции:
1. обновление законодательства, т.е. издание новых нормативно-правовых актов;
2. устранение (отмена) устаревших юридических норм;
3. восполнение пробелов в праве.
Система обеспечения в правотворчестве. При осуществлении правотворчества его субъекты опираются на систему обеспеченности правотворчества, которую составляют:
- информационное обеспечение;
- планирование правотворческой деятельности;
- поддержка со стороны народа;
- юридически-организационное обеспечение (А.В. Якушев).
Ошибки правотворчества. Типичными ошибками правотворчества являются:
1. неверный выбор формы акта;
2. нарушение процедуры подготовки и принятия акта;
3. неверное определение предмета правового регулирования;
4. недооценка общественного мнения;
5. недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного правового акта.
Другие подходы к понятию правотворчества. В понимании правотворчества обозначились ещё несколько подходов. Один из них акцентирует внимание на процессе нормотворчества и выделяет два аспекта:
1. узкий подход (аспект) подразумевает сам процесс создания норм права компетентными органами;
2. широкий подход (аспект) исчисляет правотворческий процесс с момента правотворческого замысла до опубликования принятого правового акта.
Другие авторы обращают внимание на источники, содержание нормотворчества. В этом случае выделяют:
1. естественно-правовой подход – правотворческий орган не творит право, а только обнаруживает его право, облекая его в законы;
2. позитивистский подход – здесь воля государства – единственный фактор, порождающий право;
3. прагматический подход: право – результат правотворческой деятельности. В праве его воля. Но эта воля – не голый приказ, а воля обусловленная многочисленными факторами общественной жизни (А.Ф. Черданцев).
Информационная модель правотворчества. С точки зрения информации правотворчество представляет собой процесс движения, трансформации информации, создания нового вида информации в виде нормативных актов (А.Ф. Черданцев). Иными словами законодатель сначала получает информацию, затем законодатель выдаёт информацию.
В информационной модели правотворчества можно выделить следующие стадии:
1. сбор необходимой информации;
2. оценка указанной информации и определение целей регулирования;
3. выработка альтернативных вариантов законодательного решения;
4. оформление его в виде нормативного акта (А.Ф. Черданцев).
Правообразование. Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в текстах нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу.
Правообразование – это перевод объективных законов общественного развития на язык решений, нормативов, предписаний, облечённых в соответствующую юридическую форму. Правообразование начинается с осознания необходимости правового регулирования тех иных общественных отношений, изменения действующего закона. Таким образом, в процессе правообразования можно условно выделить две фазы:
1. возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений, а иногда и формирование самых необходимых правил поведения без участия органов государства (объективный процесс);
2. правотворческая деятельность компетентных государственных органов (сознательно-волевой процесс). Именно эта сознательная, официальная деятельность и будет далее рассматриваться.
Особенности правообразования. Правообразование отличается от правотворчества:
1. временными рамками – формирование нормы права начинается до официальной разработки нормативного акта и его принятия, т.е. до правотворчества;
2. объёмом содержания процесса – его содержание более богато, так как включает в себя две части: собственно правотворческий процесс и процесс, предшествующий ему – подготовительный, то есть имеет подготовительную стадию.