Понятие правотворчества

Определение. Правотворчество – деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путём принятия нормативно-правовых актов.

Значение правотворчества. Значение состоит в том, что правотворчество является:

1. формой руководства общества – организует движение общества по заданному кругу;

2. начальным звеном правового регулирования и от него зависит качество законодательства, эффективность регулирования общественных отношений.

Термином «правотворчество» в юридической науке обозначается процесс создания правовых норм. Создание норм права неразрывно связано с государственной властью и её предназначением.

Способы создания правовых норм. Обычно выделяют следующие способы создания и выражения норм права (источников права):

1. судебный или административный прецедент;

2. правовой обычай – сложившееся на практике обязательное для исполнения правило построения отношений;

3. правовая доктрина – обязательные для исполнения руководящие начала построения отношений, выработанные юридической наукой;

4. нормативно – правовой договор – соглашения между государствами или его отдельными органами, в котором содержатся нормы права;

5. нормативно - правовые акты.

Понятие правотворчества может трактоваться ко всем указанным способам создания норм права. Мы же под правотворчеством будем понимать процесс создания правовых норм путём принятия нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества. Правотворчество отличается тем, что представляет собой:

1. деятельность нормотворческую;

2. деятельность государственную;

3. деятельность управленческую;

4. деятельность регламентированную, процессуальную.

Мнение о том, что правотворчество – исключительная прерогатива государства, что право есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности (О.В. Макаров, Н. Неновски, Н.И. Матузов и др.) поддерживаются не всеми. Правотворческая деятельность государства должна трактоваться в достаточной степени условно. Этот термин скорее метафора, чем обозначение реального процесса. Государство не творит право. Оно его лишь выражает и способствует реализации юридических норм. Процесс образования идёт в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе (В.Н. Протасов).

В юридической литературе называются и другие особенности правотворчества:

- оно формирует стратегию развития общества; уровень и культура правотворчества – это показатель цивилизованности и демократии общества (А.В. Малько);

- это деятельность рациональная, направленная на решение определённых социальных проблем, на достижение определённых целей экономического, политического, социального, экологического характера и т.п. (А.Ф. Черданцев).

Импульсом, движущим началом правотворчества являются социальные интересы как тех лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и тех, кто в оппозиции к ней или составляет правопослушное большинство. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, их согласование, «усреднение», компромиссность, с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых интересов».

Задачи правотворчества. Перед правотворческим органом встают задачи поискового плана:

1. сформулировать эффективно действующие нормы права;

2. создать надёжный механизм их реализации в конкретных отношениях;

3. согласовать нормы права с системой действующего законодательства.

Функции правотворчества. Правотворчество выполняет три функции:

1. обновление законодательства, т.е. издание новых нормативно-правовых актов;

2. устранение (отмена) устаревших юридических норм;

3. восполнение пробелов в праве.

Система обеспечения в правотворчестве. При осуществлении правотворчества его субъекты опираются на систему обеспеченности правотворчества, которую составляют:

- информационное обеспечение;

- планирование правотворческой деятельности;

- поддержка со стороны народа;

- юридически-организационное обеспечение (А.В. Якушев).

Ошибки правотворчества. Типичными ошибками правотворчества являются:

1. неверный выбор формы акта;

2. нарушение процедуры подготовки и принятия акта;

3. неверное определение предмета правового регулирования;

4. недооценка общественного мнения;

5. недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного правового акта.

Другие подходы к понятию правотворчества. В понимании правотворчества обозначились ещё несколько подходов. Один из них акцентирует внимание на процессе нормотворчества и выделяет два аспекта:

1. узкий подход (аспект) подразумевает сам процесс создания норм права компетентными органами;

2. широкий подход (аспект) исчисляет правотворческий процесс с момента правотворческого замысла до опубликования принятого правового акта.

Другие авторы обращают внимание на источники, содержание нормотворчества. В этом случае выделяют:

1. естественно-правовой подход – правотворческий орган не творит право, а только обнаруживает его право, облекая его в законы;

2. позитивистский подход – здесь воля государства – единственный фактор, порождающий право;

3. прагматический подход: право – результат правотворческой деятельности. В праве его воля. Но эта воля – не голый приказ, а воля обусловленная многочисленными факторами общественной жизни (А.Ф. Черданцев).

Информационная модель правотворчества. С точки зрения информации правотворчество представляет собой процесс движения, трансформации информации, создания нового вида информации в виде нормативных актов (А.Ф. Черданцев). Иными словами законодатель сначала получает информацию, затем законодатель выдаёт информацию.

В информационной модели правотворчества можно выделить следующие стадии:

1. сбор необходимой информации;

2. оценка указанной информации и определение целей регулирования;

3. выработка альтернативных вариантов законодательного решения;

4. оформление его в виде нормативного акта (А.Ф. Черданцев).

Правообразование. Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в текстах нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу.

Правообразование – это перевод объективных законов общественного развития на язык решений, нормативов, предписаний, облечённых в соответствующую юридическую форму. Правообразование начинается с осознания необходимости правового регулирования тех иных общественных отношений, изменения действующего закона. Таким образом, в процессе правообразования можно условно выделить две фазы:

1. возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений, а иногда и формирование самых необходимых правил поведения без участия органов государства (объективный процесс);

2. правотворческая деятельность компетентных государственных органов (сознательно-волевой процесс). Именно эта сознательная, официальная деятельность и будет далее рассматриваться.

Особенности правообразования. Правообразование отличается от правотворчества:

1. временными рамками – формирование нормы права начинается до официальной разработки нормативного акта и его принятия, т.е. до правотворчества;

2. объёмом содержания процесса – его содержание более богато, так как включает в себя две части: собственно правотворческий процесс и процесс, предшествующий ему – подготовительный, то есть имеет подготовительную стадию.