Понятие правового государства
Определение. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на основе норм права (Хропанюк В.Н.).
Значение понятия правового государства. Ценностный смысл идеи правового государства состоит:
- в критическом переосмыслении роли современного государства;
- в утверждении суверенности народа, как источника государственной власти;
- в осознанном стремлении подчинить государство обществу;
- в утверждении гуманистических начал во взаимоотношениях государства с личностью.
Признаки правового государства. Правовое государство характеризуется:
- верховенством закона;
- развитой системой прав и свобод (правовым содержанием закона);
- механизмом защиты прав и свобод (гарантированностью правового закона).
Верховенство закона. Данный признак правового государства предполагает:
- построение системы права, законодательства в соответствии с юридической силой нормативных актов;
- признание закона как правового акта, обладающего высшей юридической силой;
- признание конституции как главного закона государства;
- что именно закон призван регулировать правовой статус, права и свободы и обязанности граждан;
- строгую реализацию законов, их соблюдение, т.е. законность;
- понимание закона как проявление государственного суверенитета.
Верховенство закона играет важную роль в формировании и деятельности правового государства. По существу этот принцип является юридическим выражением принципа народовластия (В.М. Сырых).
Закон прямо связан с верховной властью государства, рассматривается как проявление государственного суверенитета. При этом верховенство закона отражает внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона и международного права (Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К.).
Развивая идею верховенства закона и расширяя ее значение, многие авторы говорят о господстве закона и господстве права, переводя их в плоскость соотношения государства и права (закона). Верховенство закона и господство права во многом совпадают, они реализуют принцип «вся власть закону»: все подчиняются праву, правовым предписаниям, основанным на законе, все подчиняются закону, акту принятому представительным органом, все подчиняются конституции, основному закону страны.
Развитая система прав и свобод. Верховенство закона может легко превратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его жизненных интересов и демократических устремлений. Смысл и цель правового государства в том, чтобы в центре его внимания и всего общества находился человек, его интересы, его права и свободы и есть высшая ценность правового государства.
Обычно выделяют четыре группы прав и свобод личности:
- социально-экономические,
- личные (гражданские),
- политические,
- в области культуры.
Социально-экономические права и свободы предполагают право на собственность, здоровье и медицинскую помощь, забастовку, благоприятную окружающую среду, защиту от безработицы, возмещение вреда, социальное обеспечение, гуманные условия труда.
Гражданские (личные) права и свободы предполагают права на жизнь, безопасность, семейную и личную тайну, защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, равенство перед законом и судом, не свидетельство против себя самого, супруга, близких родственников, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу и личную неприкосновенность, наследование, свободу совести и вероисповедания, свободу передвижения, выбор место жительства и пребывания, самозащиту своих прав и свобод.
Политические права и свободы предполагают права на свободу мнений и убеждений, объединение, участие в отправлении правосудия, судебную защиту, участие в референдуме, свободу мысли и слова, управление делами государства, равный доступ к государственной службе, доступ к информации о себе, быть избранным и избирать, обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, равенство прав и свобод человека и гражданина, свободу митингов, собраний, демонстраций, шествий, пикетирования.
Права в области культуры. Они предполагают право на: участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, образование, пользование учреждениями культуры, свободу всех видов творчества, общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, свободный выбор обучения и творчества.
Таким образом, закон и основанные на нем подзаконные акты не только по форме, по наименованию, но и по содержанию, по смыслу становится правовым. Происходит совпадение закона и права (принцип единства права и закона), а сам закон становится правовым законом.
Правовой закон характеризуется следующими признаками:
- он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;
- он воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;
- учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);
- правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества.
- правовой закон – антипод произволу (В.Н. Хропанюк )
Механизм защиты прав и свобод (гарантированность правового закона).
Гарантированность правового закона представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реальное действие норм права. Для преодоления не правовых действий граждан и должностных лиц существует механизм государственного принуждения. Его основная цель – обеспечить реальное действие правового закона, реализацию основных прав и свобод человека. Эта особенность правового государства определяется иногда как принцип правовой защищенности.
К средствам, гарантирующим реализацию правового закона, относят:
- жалобы и заявления о нарушении прав и свобод и деятельность государственных органов по их рассмотрению;
- законность, ее гарантии и принципы;
- судебное рассмотрение нарушений законодательства;
- юридическая ответственность, ее неотвратимость и справедливость;
- эффективная работа правоохранительных органов.
Гарантированность правового закона предполагает ответственность государственной власти, ее органов. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается:
- ответственностью правительства перед представительными органами;
- дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственностью должностных лиц любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
- импичментом и т.п.
Другие признаки правового государства. Перечень особенностей правового государства довольно широк. К ним относят:
- демократизм, реальное осуществление народовластия; режим конституционного правления; режим строгой законности в государстве и обществе (С.Н.Кожевников);
- подчинение государства обществу; политический и идеологический плюрализм;
гласность, открытость в деятельности государства, отсутствие цензуры; демократическое независимое правосудие; признание государством основной ценностью человеческую личность, ее достоинство, права и свободы; принцип ответственности государства перед личностью (А.Ф. Черданцев);
- верховенство правового закона; организацию и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей (Г.В. Назаренко).
- К.В. Вавилов, говоря о наиболее существенных характеристиках правового государства, выделяет три аспекта в органическом единении: демократия, законность, социальная справедливость.
Принципы правового государства. Принципы правового государства – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правом.
Виды принципов правового государства. Среди принципов правового государства выделяются два главных:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
- наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти (формально-юридическая сторона) (А.В. Малько).
Первый принцип: наиболее полное обеспечение прав и свобод. Для человека создаются условия для его правовой свободы, в основе которых лежит принцип «дозволено все, что не запрещено законом». Право же являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.
Второй принцип - принцип подчинения государства им же изданным писанным, положительным правом, правом, содержащимся в нормативных актах. Это так называемое государство законности.
Ряд авторов называют другие принципы правового государства:
- возможность рассмотрения судом не только юридического спора, но и самого закона; роль суда как органа правосудия, а не орудия репрессий (Л.И. Спиридонов).
- принцип правовой защищенности человека и гражданина; принцип единства права и закона; принцип приоритета (В.Д. Перевалов).
Основы правового государства. Правовое государство имеет три основы:
- экономическую, она предполагает многоукладность экономики, множественность форм собственности (государственную, коллективную, арендную, частную, акционерную, кооперативную и другие);
- социальную, ее составляет саморегулирующееся гражданское общество;
- нравственную, ее образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, т.е. утверждение высших нравственных ценностей человека (В.Н. Хропанюк).
Модели правового государства. По социальным характеристикам правовое государство представлено тремя моделями:
1. либеральное правовое государство;
2. социальное правовое государство;
3. социалистическое правовое государство (А.Ф. Черданцев)
Либеральное правовое государство. В его основе лежит теория естественного права и английская политическая экономия. Основные ее идеи:
- право частной собственности – естественное право независимо от государства;
- экономика и государство – это отдельные сферы;
- личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество – по отношению к государству;
- государство не имеет собственных целей, оно выполняет роль «ночного сторожа»: защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается.
В наше время чисто либеральных государств, проводящих политику только «ночного сторожа», не существует. Однако идеи либерализма живы в виде «неолиберализма» или «неоконсерватизма» и проявляются в политике партий либерально-демократического толка.
Социальное правовое государство. В отличие от чисто либерального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит социальную политику в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и т.п. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано в конституциях Франции (ст. 2), ФРГ (ст. 20), Испании, России (ст. 7).
Социалистическое правовое государство характеризуется активной ролью государства, оно основывается на марксистско-ленинской идеологии и социалистической законности, высокий объем государственной собственности.
Тема 8. Функции права.
1. Понятие функций права
2. Виды функций права