Грамматические значения СП и языковые средства его выражения

ГЗ СП – это смысловые отношения, которые возникают между Pr единицами СП.

1. В СП выделяют смысловые отношения, характерные для СС:

1) атрибутивные (определительные);

Молодая горничная, которую мы приняли за барыню, не рассердилась и не удивилась.

 
 


[горничная, (которую), ]

 
 


2) объектные;

В это время я боюсь, чтобы кто-нибудь не вошел. [боюсь], (чтобы).

 

3) различные адвербиальные (определительные):

Ø со значением времени;

Пока мы не вернемся, нас будут ждать. (Пока), [ ].

Ø со значением места;

Мы увидели лес там, где синела река. [ там], ( где ).

Ø причины;

Так как лед тронулся, через реку переходить опасно. (Так как), [ ].

Ø условия;

Если Людмила спит еще, не буди её. (Если), [ ].

Ø цели;

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Чтобы), [ ].

Ø следствия;

Три дня шли дожди, так что дороги развезло. [ ], (так что).

Ø сравнения;

Её голос задрожал, как будто ручеек зазвенел. [ ], (как будто).

Ø синкретичные отношения:

Его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных.

[слух], (будто).

Семантика процессуальности

Совмещаются атрибутивные и объектные СО.

 

2. В СП могут предаваться СО как и в ПП:

1) отношения соединения;

Еще одно последние усилие, и я свободна. [ ], и [ ].

2) семантика противопоставления;

Степану нет еще срока, но он уже весь седой. [ ],но [ ].

3) сопоставления;

Засверкала река по ней плыли лодки с белыми парусами. [ ], а [ ].

4) чередования;

То Сережка приходил по вечерам, то все вместе они отправлялись к морю.

То[ ], то[ ].

5) взаимоисключения;

День безветренный, или из-за жары так кажется. [ ], или [ ].

6) пояснения;

Следующий день прошел точно так же, как и предыдущий, то есть днем я был спокойнее и бодрее, а ночью я начинал бояться.

[ ], то есть [ ], а [ ].

7) присоединения;

Этобыло маленькое существо с большим морщинистым лицом и большой кичкой на голове, отчего головаказалась огромной.

[ ], отчего [ ].

Вторя часть содержит дополнительную информацию, хотя первая часть достаточно информативна сама по себе.