Факторы, влияющие на изменение прибыли торговой организации
Внешние:
-экономическое состояние в государстве;
-государственное регулирование торговли (ценообразование, налогообложение и др.);
-изменение цен и тарифов;
-покупательная способность населения;
-изменение спроса на отдельные товары;
-конкуренция;
-другие (природные условия, демографическая ситуация и т. д.)
Внутренние:
-изменение физического объема продаж;
-изменение структуры продаж
-изменение уровня валовых доходов от реализации;
-изменение уровня условно-переменных расходов;
-изменение суммы постоянных расходов.
-эффективность использования экономических ресурсов;
-изменение доходов и расходов по инвестиционной и финансовой деятельности
43. Повышение роли экономического анализа прибыли и рентабельности торговых организаций в современных условиях. Методические подходы к проведению анализа прибыли в рыночных отношениях.
Основными з а д а ч а м и анализа прибыли и рентабельности торговой организации являются:
- Систематический контроль за выполнением плана полученной прибыли;
- Определение влияния факторов на финансовые результаты деятельности организации;
- Выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышения рентабельности;
- Оценка работы организации по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности;
- Разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, её структуру, динамику и выполнение плана за отчетный период. Кроме того, оценивается влияние факторов на изменение прибыли и рентабельности. Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются объем и структура товарооборота, уровень доходов и расходов, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.
Так, влияние изменения объема товарооборота рассчитывается по следующей формуле:
(13.10)
− | изменение суммы прибыли за счет изменения объема товарооборота; | |
Тф,Тб | объем розничного товарооборота в отчетном и базисном периодах соответственно; | |
Rб − | рентабельность продаж за базисный период. |
Влияние изменения уровня дохода от реализации на прибыль определяется следующим образом:
(13.11)
Удф, Удф − | уровень дохода в текущем и базисном периодах соответственно. |
Оценка влияния расходов на прибыль может быть измерена с помощью следующей формулы:
(13.12)
Урф, Урф - | уровень расходов текущего и базисного периодов соответственно. |
Влияние на размер прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета.
Влияние изменения цен на размер прибыли затруднено и определяется несколькими этапами:
1. Сумма доходов корректируется на индекс цен на товары народного потребления. На сумму расходов оказывает влияние изменение тарифов на перевозку грузов, минимальной заработной платы, ставок налогов, тарифов на электроэнергию, топливо, воду и прочие коммунальные услуги и т.д.
2. Разница в скорректированной сумме доходов, остающихся в распоряжении организации, и скорректированной сумме расходов представляет собой скорректированную на уровень цен сумму прибыли от реализации товаров. Разница между фактической прибылью и скорректированной представляет собой влияние цен и тарифов на прибыль.
Далее рекомендуется построить модель стратегического регулирования прибыли, обеспечивающую эффективность хозяйственной деятельности торговой организации, используя следующие соотношения:
Iпр>Iт>Iфзп>Iчр, (13.13)
Iпр − | индекс прибыли; | |
Iт − | индекс товарооборота; | |
Iфот | индекс фонда заработной платы; | |
Iчр − | индекс численности работников. |
44. Методика экономического анализа прибыли и рентабельности торговых организаций, его роль и особенности в условиях рыночной экономики,
Основными з а д а ч а м и анализа прибыли и рентабельности торговой организации являются:
- Систематический контроль за выполнением плана полученной прибыли;
- Определение влияния факторов на финансовые результаты деятельности организации;
- Выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышения рентабельности;
- Оценка работы организации по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности;
- Разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, её структуру, динамику и выполнение плана за отчетный период. Кроме того, оценивается влияние факторов на изменение прибыли и рентабельности. Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются объем и структура товарооборота, уровень доходов и расходов, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.
Так, влияние изменения объема товарооборота рассчитывается по следующей формуле:
(13.10)
− | изменение суммы прибыли за счет изменения объема товарооборота; | ||||
Тф,Тб | объем розничного товарооборота в отчетном и базисном периодах соответственно; | ||||
Rб − | рентабельность продаж за базисный период. | ||||
Влияние изменения уровня дохода от реализации на прибыль определяется следующим образом:
(13.11)
Удф, Удф − | уровень дохода в текущем и базисном периодах соответственно. |
Оценка влияния расходов на прибыль может быть измерена с помощью следующей формулы:
(13.12)
Урф, Урф − | уровень расходов текущего и базисного периодов соответственно. |
Влияние на размер прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета.
Влияние изменения цен на размер прибыли затруднено и определяется несколькими этапами:
1. Сумма доходов корректируется на индекс цен на товары народного потребления. На сумму расходов оказывает влияние изменение тарифов на перевозку грузов, минимальной заработной платы, ставок налогов, тарифов на электроэнергию, топливо, воду и прочие коммунальные услуги и т.д.
2. Разница в скорректированной сумме доходов, остающихся в распоряжении организации, и скорректированной сумме расходов представляет собой скорректированную на уровень цен сумму прибыли от реализации товаров. Разница между фактической прибылью и скорректированной представляет собой влияние цен и тарифов на прибыль.
Далее рекомендуется построить модель стратегического регулирования прибыли, обеспечивающую эффективность хозяйственной деятельности торговой организации, используя следующие соотношения:
return false">ссылка скрытаIпр>Iт>Iфзп>Iчр, (13.13)
Iпр − | индекс прибыли; | |
Iт − | индекс товарооборота; | |
Iфот | индекс фонда заработной платы; | |
Iчр − | индекс численности работников. |
45. Резервы и пути повышения прибыли и рентабельности кооперативной торговли, Задачи коммерческой службы в укреплении конкурентной способности и финансового состояния торговых организаций.