Иван Калита и возвышение Москвы
Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV-XV вв. наступает время формирования единого российского государства. Но на русских землях процесс объединения шел по иному сценарию. Хотя экономические связи между отдельными княжествами развивались, но общий всероссийский рынок возник позже – только в XVII в. Политические процессы на Руси опережали экономические.
Давая объяснение этому явлению, большинство историков склоняются к мнению, что решающий стимул к объединению русских земель состоял в том, что в этот период наиболее остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа.
К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. (Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 г.). В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман, так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домонгольской Руси стала обособляться белорусская народность.
Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монголами платили дань Орде. В связи с усилением Литовского государства (после битвы с Ордой в 1363 г.) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях юго-западной Руси складывалась украинская народность.
Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой территории на основе древнерусской народности складывалась великорусская (русская) народность. В противостоянии Востоку (Золотой Орде) и Западу (молодому и агрессивному Великому Литовскому княжеству) закладывались основы единого российского государства.
Историки свидетельствуют, что к XIV в. наиболее сильные позиции в русских землях занимают княжества Тверское, Московское и Новгородская республика. Наиболее острая борьба за политическое лидерство развернулась между князьями Твери и Москвы. Сложность этой борьбы состояла в том, что оба княжества находились в политической зависимости от Золотой Орды. Поэтому успех их политики зависел от того, как они построят свои отношения с Ордой и смогут использовать ордынских ханов в роли покровителей.
В политике русских князей по отношению к завоевателям просматриваются две линии. Одна из них заключалась в стремлении к немедленному освобождению путем вооруженной борьбы. Суть второй заключалась в поддержании мирных отношений с ханами Золотой Орды, в укреплении собственной власти и постепенном накоплении сил, а так же строилась с учетом опасности не только с востока, но и запада, откуда распространялась агрессия рыцарских орденов. Нe имeя в то время сил освободиться от ханской зависимости, князья искали возможность для выживания славян.
В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ, население своего княжества от гибели или угона в рабство. Александр Невский, продолжая в этом отношении политику своего отца, неоднократно ездил в Орду, побывал в Монголии и сумел расположить к себе монгольскую знать, он добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне ханов в их войнах с другими народами. Своей умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий ордынцев на Русь.
В течение XIV-XV вв. организатором объединения русских земель выступило Московское княжество. Причины этого связаны как с выгодным географическим положением Москвы, так и личными качествами ряда князей, занимавших Московский “стол”.
Город Москва возникает в XII в. в центре тогдашнего русского мира, на перекрестке трех важных дорог, а на рубеже XIII-XIV вв. выделяется в самостоятельный удел. Москва рано стала узлом торговых путей, и, в частности, важным центром торговли хлебом. Это давало большие преимущества московским князьям, которые, обогащаясь на торговле и пошлинах, позднее сумели приобрести у ханов Золотой Орды “ярлык” на великое княжение Владимирское, и с другой — расширять свои владения путем скупки земли у мелких удельных князьков.
Усиление Московского княжества началось при Данииле Александровиче (1276-1303) (сыне Александра Невского и основателе династии московских князей), который увеличил свои владения почти в два раза. Сын Даниила Александровича Иван Данилович Калита (1325-1340) резко интенсифицировал процесс консолидации русских земель вокруг Московского княжества.
В 1327 г. Иван Калита при поддержке монгольской армии подавил антиордынское восстание в Твери. Благодарный хан Узбек (праправнук Батыя) даровал Калите Ярлык на Владимирское княжение и право сбора выхода со всей Руси. У московских властей появилась возможность накапливать средства для привлечения сторонников, для собирания земель русских вокруг московского княжества. Именно Калита заложил основы могущества Москвы. Его правление стало для Руси временем невиданного успокоения. Как записано в “Повести временных лет” “и быть оттоле тишина велика на 40 лет…”. Как писал В.О. Ключевский, “в эти спокойные годы успели народиться и вырасти целых два поколения, к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса отцов и дедов перед татарином: они вышли на Куликово поле”. Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Его называют первым собирателем русской земли. Для расширения Московского княжества он закупал в других княжествах земли для себя и содействовал в этом своим боярам (на началах частной вотчинной собственности), назначал в отдельные княжества своих наместников, устраивал браки местных князей с представительницами своего рода.
Во время феодальной войны между Москвой и Тверью князья стремились заручиться поддержкой митрополита. Место его пребывания имело для князей важное значение – город, в котором проживал глава русской церкви, считался столицей русской земли. Со времени Калиты складывается тесный союз княжеской власти с церковью, сыгравший большую роль в образовании централизованного государства. С перенесением с 1326 г. союзником Калиты митрополитом Петром своей резиденции из Владимира в Москву – Москва становится центром общерусской метрополии, религиозным центром всей Руси, что еще более укрепило позиции московских князей.