Устная деловая публичная коммуникация.

Устная деловая публичная речь обслуживает разные субъекты дело­вой сферы — от индивидуальных субъектов (фирмы, организации) до институциональных (суды, парламент).

Деловое общение - процесс взаимодействия деловых партнеров, направ­ленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В целом деловое общение может проходить в форме межличност­ного (например, деловая беседа), группового (совещание, перего­воры) или коллективного общения (собрание). Нас будут интересо­вать только формы коллективного общения.

Психологи различают общение в малой и большой группе. В малой группе сохраняется возможность использования межлич­ностных форм общения (прямого диалога). В большой группе (на­пример, собрание трудового коллектива) личный контакт более ог­раничен, развиты формы публичного общения.

Эффективность публичного делового общения для групп с раз­личным характером иерархических отношений будет исчисляться по-разному в зависимости от стиля руководства, который определя­ется степенью делегирования руководителем своих полномочий подчиненным, степенью участия подчиненных в принятии реше­ния, уровнем информированности подчиненных и типом власти, используемым руководителем.

Жанры публичной деловой коммуникации явля­ются неотъемлемой частью национальной культуры, и поэтому вла­дение ими должно быть обязательной составной частью коммуни­кативной компетенции любого носителя языка.

Выделяют общие и специальные жанры деловой публичной ком­муникации.

Собрание — устное коммуникативное взаимодействие коллектива, которое организуется руководителем организации для обмена определенной деловой информацией, связанной с жизнью коллектива.

Проведение собрания всегда связано с одной из функций управления — функцией планирования, организации, мотивации или контроля.

Чтобы собрание не приняло хаотичный характер, необходимо его контролировать в зависимости от стратегической задачи — нужно либо привести группу к заранее продуманному решению, либо найти коллективное решение проблемы.

Этикетные речи относятся к публичному деловому ритуальному общению, цели которого сводятся к закреплению и поддержанию отношений в социальной группе или между социальными группами, обеспечению регуляции социальной психики в больших и малых группах, людей, созданию и сохранению ритуальных традиций организации.

Ритуальное общение осуществляется в форме этикетных речей, среди которых выделяют протокольные (рамочные) речи, траур­ные речи, торжественные речи, речи в дружеском кругу. Человек, обладающий высоким социальным статусом, должен владеть всеми этими жанрами ритуального общения.

РК-жанры. Пресс-конференция— встреча официальных лиц (руково­дителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т.д.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информиро­вания общественности по актуальным вопросам.

Пресс-конференции обычно проводятся по итогам какой-то важ­ной встречи в стратегических целях, т.е. в целях продвижения какой-то идеи, создания вокруг нее положительного общественно­го мнения.

Важным элементом пресс-конференции является подготовка со­путствующих материалов, к которым в первую очередь относится пресс-кит — пакет информационных материалов для прессы, состо­ящий из разножанровых текстов. В пресс-кит могут входить пресс-релиз (актуальная оперативная информация для прессы о собы­тии), бэкграундер (расширенная информация текущего характера об организации), имиджевые фотографии, факт-лист (краткая справка об организации и ее первых лицах), лист вопросов — отве­тов (ответы на наиболее типичные вопросы). Пресс-кит обычно представляет собой папку с двумя отделениями. На титульном листе размещается логотип организации, в правом отделении поме­щается вся наиболее важная информация, в левом — материалы справочного, рекламного характера.

Длительность пресс-конференции — не более 60 мин.

Пресс-конференция состоит из вводной части (3—4 мин, выступ­ления официального лица или лиц (по 10 мин) и его ответов на во­просы журналистов (30 мин).

Парламентские дебаты (или парламентские слушания) — это ком­плексный жанр устной публичной речи, представляющий собой коллектив­ное обсуждение политической проблемы с последующим принятием ре­шения.