Метод с использованием коэффициента эластичности

ФЗПп = ФЗПОЖ * 1ФЗПп

 

Кэл = ТФЗПож : Тртоож

 

Тфзпп = Кэл * Тртоп.

 

где Кэл - коэффициент эластичности фонда заработной платы от товарооборота;

Тфзпож - ожидаемый темп прироста фонда заработной платы в отчетном году, %;

Тртоож - ожидаемый темп прироста розничного товарооборота в отчетном году, %;

Тфзпп - плановый темп прироста фонда заработной платы. %;

Тртоп - плановый темп прироста розничного товарооборота, %

 

5. На основании плановой численности работников и каждой статьи сметы фонда заработной платы

17. Методические подходы к определению численности работников торговли на плановый период.

Ц е л ь ю анализа численности и состава кадров торговой организации является выявление внутренних резервов экономии рабочей силы в связи с более рациональной расстановкой работающих, их загрузкой и использованием в соответствии с полученной профессией, специальностью и квалификацией.

З а д а ч и анализа:

- оценка выполнения плана по численности и составу кадров;

- определение рациональности использования рабочей силы;

- исследование правильности расстановки работников по рабочим местам;

- изучение качества подготовки и повышения квалификации работников, движения рабочей силы и причин его возникновения.

В процессе анализа численности работников устанавливается:

- соответствие фактической среднесписочной численности предусмотренной в штатном расписании;

- динамика численности работников в сравнении с динамикой товарооборота;

- движение рабочей силы в отчетном периоде;

- изменения в профессионально-квалификационном составе;

- использование календарного фонда рабочего времени;

- влияние на изменение численности работников внедрения мероприятий научной организации труда.

Анализ численности работников обычно начинают с определения абсолютного и относительного излишка (недостатка) работников по сравнению с планом или базисным периодом. Абсолютный излишек или недостаток работников рассчитывается путем простого сопоставления фактического и планового (базисного) числа работников.

Относительный излишек (недостаток) численности работников определяется путем сопоставления фактической численности с плановой (базисной), скорректированной на рост розничного товарооборота, по формуле:

 

ΔЧотн = Ч1– Ч0 ´ Iт, (8.6)

 

  ΔЧотн- относительный излишек (недостаток) численности работников;
  Ч1, Ч0 среднесписочная численность работников торговли соответственно отчетного и базисного периода;
  Iт- коэффициент изменения товарооборота всопоставимых ценах.  

 

Движение рабочей силы характеризуют следующими показателями:

1. коэффициенты оборота рабочей силы:

- коэффициент по приему (увольнению) рабочей силы:

 

число принятых (уволенных) работников в отчетном периоде

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾(8.7)

среднесписочная численность работников

 

- коэффициент общего оборота рабочей силы:

 

число принятых и уволенных работников в отчетном периоде

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ ¾¾¾¾¾(8.8)

среднесписочная численность работников

2. коэффициент текучести кадров:

 

число уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой

дисциплины и выбывших по собственному желанию в

отчетном периоде

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ (8.9)

среднесписочная численность работников

 

3. коэффициент постоянства работников:

 

численность работников, состоящих в списочном

составе весь отчетный год

¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ (8.10)

среднесписочная численность работников

18. Методические подходы к нормированию и планированию показателей по труду и заработной плате.

План по труду является составной частью плана хозяйственной деятельности торговой организации. В нем предусматривается потребность в кадрах для выполнения намеченных объемов деятельности и сумма расходов на оплату труда работников.

Все показатели плана по труду определяются организацией самостоятельно с учетом условий работы и экономической целесообразности осуществления хозяйственной деятельности.

Разработка плана предусматривает составление штатного расписания по каждой отрасли деятельности и структурному подразделению.

Штатное расписание предусматривает перечень должностей, количество работников на каждой должности, должностной оклад (тарифную ставку); надбавки; фонд заработной платы по окладам и тарифным ставкам.

При составлении штатного расписания на планируемый год исходят из сложившейся численности и структуры штатов, учитывают прогнозируемые объем и структуру товарооборота, изменения в состоянии материально-технической базы, режиме работы, в организации товароснабжения и др.

На основе штатной потребности можно рассчитывать дополнительную потребность в кадрах в разрезе специальностей и должностей. Расчет проводят по уровням образования.

 

ПД = Ш + В – Ф – ПК, (8.23)

 

где ПД - дополнительная потребность в кадрах;
  Ш штатная потребность в кадрах;
  В ожидаемое выбытие кадров;
  Ф наличие кадров фактически;
  ПК ожидаемое прибытие кадров (из учебных заведений, переводы с других должностей).

 

Экономическую обоснованность прогнозных расчетов среднесписочной численности работников необходимо проверить с учетом обеспечения оптимального соотношения между темпами роста товарооборота, численности работников и производительности труда. Также прогноз численности работников должен быть увязан с планированием средств на оплату труда.

Планирование средств на оплату труда производится в разрезе отраслей деятельности и структурных подразделений по статьям сметы:

1. Заработная плата по должностным окладам и тарифным ставкам. Плановая сумма определяется путем умножения окладов (тарифных ставок) по каждой категории работников на их численность.

2. Доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания. Рассчитываются, исходя из количества работников, получающих эти доплаты, и установленных размеров доплат.

3. Расходы на оплату труда работников несписочного состава. Определяются на основе заключенных договоров (трудовых соглашений).

4. Выплаты компенсирующего характера. Доплаты за работу в тяжелых условиях, в ночное время определяются исходя из количества работников, получающих эти доплаты, и предусмотренных размеров доплат. Доплаты за работу в праздничные и выходные дни определяются исходя из количества работников, предусмотренного в графиках выхода на работу в эти дни, числа выходных и праздничных дней в планируемом году и среднедневной заработной платы одного работника. Оплата труда в такие дни предусматривается не ниже, чем в двойном размере.

5. Премии за основные результаты хозяйственной деятельности. Определяются исходя из общего процента премии, исчисленного на основании действующего в организации Положения о премировании, и планируемой суммы фонда заработной платы по окладам (тарифным ставкам).

Расходы на заработную плату, предоставление трудовых и социальных льгот, финансируемые из прибыли, должны предусматриваться в смете расходования фонда потребления исходя из заключенного трудового договора и прогнозируемой величины прибыли.

 

19. Расходы на реализацию товаров (работ, услуг), их сущность и роль в повышении рентабельности и конкурентоспособности организаций торговли. Экономическая характеристика и классификация расходов.

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Расходы организаций в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на:

· расходы по текущей деятельности;

- себестоимость реализованных товаров в торговле и общественном питании

– себестоимость реализованной продукции в др отраслях

– расходы на реализацию

- управленческие расходы

- прочие

· расходы по инвестиционной деятельности

· расходы по финансовой деятельности;

Расходы по виду деятельности организаций торговли называются расходами на реализацию.

Расходы на реализацию — это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Расходы на реализацию в пределах норм представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Расходы на реализацию характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту. Уровень расходов — важный качественный показатель торговой деятельности.

Расходы на реализацию условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые расходы — это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность.

Дополнительные расходы обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

Также используется подразделение расходов на явные и неявные. Явные (бухгалтерские) расходы — это расходы, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на затратоемкость реализации продукции. Они делятся на:·материальные затраты (стоимость товаров, сырья, материалов, используемых для упаковки, хранения, обеспечения нормального торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими организациями данной организации, топлива всех видов и др.);

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды и другие отчисления;

· амортизация основных средств;

· прочие затраты.

Неявные расходы — это расходы, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самой организации. К неявным расходам можно отнести платежи, которые организация могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

Расходы на реализацию в отечественной экономике классифицируются по видам и статьям расходов, отраслям хозяйственной деятельности, товарам.

Условно-переменные расходы:

· транспортные расходы;

· расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров;

· нормируемые потери товаров при переработке, хранении и реализации;

· расходы на оплату страховых взносов (в части страхования грузов и риска погашения кредитов);

· расходы на дополнительную оплату труда;

· начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный (чернобыльский) налог) на переменную часть заработной платы;

· налоги и платежи, ставки которых рассчитываются в процентах к товарообороту

Условно-постоянные расходы:

· расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, легкового транспорта;

· резервов на восстановление стоимости специальной оснастки, одежды, инвентаря и хозяйственных принадлежностей;

· расходы на рекламу;

· расходы на ремонт основных средств;

· амортизация основных средств;

· амортизация нематериальных активов;

· расходы на оплату страховых взносов (кроме страхования грузов и риска погашения кредитов);

· прочие материальные и приравненные к ним статьи;

· расходы на постоянную часть оплаты труда;

· начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, чрезвычайный (чернобыльский) налог на постоянную заработную плату;

· налоги и платежи, не зависящие от размеров товарооборота

20. Экономическая сущность расходов на реализацию товаров, их классификация и номенклатура статей. Роль коммерческих служб в соблюдении режима экономики.

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Расходы организаций в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на:

· расходы по текущей деятельности;

- себестоимость реализованных товаров в торговле и общественном питании

– себестоимость реализованной продукции в др отраслях

– расходы на реализацию

- управленческие расходы

- прочие

· расходы по инвестиционной деятельности

· расходы по финансовой деятельности;

Расходы по виду деятельности организаций торговли называются расходами на реализацию.

Расходы на реализацию — это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Расходы на реализацию в пределах норм представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Расходы на реализацию в отечественной экономике классифицируются по видам и статьям расходов, отраслям хозяйственной деятельности, товарам.

Условно-переменные расходы:

· транспортные расходы;

· расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров;

· нормируемые потери товаров при переработке, хранении и реализации;

· расходы на оплату страховых взносов (в части страхования грузов и риска погашения кредитов);

· расходы на дополнительную оплату труда;

· начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный (чернобыльский) налог) на переменную часть заработной платы;

· налоги и платежи, ставки которых рассчитываются в процентах к товарообороту

Условно-постоянные расходы:

· расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, легкового транспорта;

· резервов на восстановление стоимости специальной оснастки, одежды, инвентаря и хозяйственных принадлежностей;

· расходы на рекламу;

· расходы на ремонт основных средств;

· амортизация основных средств;

· амортизация нематериальных активов;

· расходы на оплату страховых взносов (кроме страхования грузов и риска погашения кредитов);

· прочие материальные и приравненные к ним статьи;

· расходы на постоянную часть оплаты труда;

· начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, чрезвычайный (чернобыльский) налог на постоянную заработную плату;

· налоги и платежи, не зависящие от размеров товарооборота

Номенклатура статей:

1. Транспортные расходы

2. Расходы на содержание и обслуживание зданий, сооружений, автотранс­порта, оборудования

3. Расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров

4. Потери товаров в пределах норм

5. Расходы на ремонт основных средств

6. Налоги, сборы и пошлины

7. Расходы на оплату труда

8. Отчисления на социальное страхование в Фонд социальной защиты насе­ления Министерства груда и социальной защиты Республики Беларусь

9. Расходы на уплату страховых взносов

10. Амортизация основных средств и нематериальных активов

11. Отчисления в инновационный фонд

12. Прочие расходы:

12.1. Отчисления на подготовку кадров

12.2. Расходы па рекламу, маркетинговые и консультационные услуги, представительские цели

12.3. Канцелярские расходы

12.4. Расходы на содержание аппарата управления

12.5. Другие расходы

21. Резервы и пути оптимизации текущих затрат в торговле. Задачи работников торговли в экономии расходов на реализацию товаров.

Основными резервами экономии расходов являются:

1) увеличение объема товарооборота;

2) ускорение товарооборачиваемости;

3) интенсификация использования торговой и складской площадей;

4) повышение эффективности и интенсивности труда;

5) внедрение инноваций в технологии продажи и торгового обслуживания;

6) использование логистических систем;

7) внедрение эффективных форм стимулирования труда в торговле;

8) экономное использование топливно-энергетических ресурсов, замена их на местные источники;

9) установка счетчиков, теплорегуляторов и др.;

10) соблюдение сроков текущего и капитального ремонтов;

11) профилактика и своевременная замена устаревшего оборудования;

12) усиление ответственности торговых работников за сохранность имущества и ценностей;

13) проведение своевременного анализа и контроля.

22. Транспортные расходы. Резервы и пути их экономии в кооперативной торговле в современных условиях.

На этой статье предусматриваются расходы по перевозке товаров всеми видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным).

Расходы по железнодорожным перевозкам занимают в розничной торговле небольшой удельный вес и планируются только по тем товарам, которые завозятся на условиях «франко-станция отправления». Для расчета стоимости железнодорожных перевозок надо определить грузооборот в тоннах, включая вес тары. Затем в зависимости от вида перевозки (повагонная, контейнерная, мелкими партиями) и грузоподъемности вагона или контейнера определяется необходимое количество вагонов (контейнеров). Умножением их количества на тариф за один вагон (контейнер) на соответствующее расстояние получают стоимость транспортных расходов по перевозке железнодорожным транспортом. Кроме того, необходимо учесть стоимость услуг за сопровождение груза, подачу и подготовку вагона, содержание подъездных путей и другие расходы, которые могут возникать исходя из условий заключенных договоров поставки.

Чаще всего грузы в торговле перевозятся автомобильным транспортом. Поскольку такие перевозки занимают наибольший удельный вес в данной статье расходов, следует внимательно и четко планировать их величину. Товары могут завозиться в магазины на условиях кольцевого завоза (централизованная доставка), привлеченным или арендованным автотранспортом, а также собственным. Все эти особенности необходимо учитывать при планировании.

Расходы собственного автотранспортного хозяйства на данную статью не относятся, а учитываются на соответствующих статьях (расходы на оплату труда, амортизация).

Расходы по централизованной доставке товаров планируются исходя из плана поступления товаров и тарифа, определяемого в процентах к стоимости завозимых товаров. Если величина поставки в договоре указана в тоннах, стоимость перевозки определяется исходя из их массы, средней цены за тонну и тарифа.

При доставке товаров привлеченным транспортом (чаще всего на условиях почасового тарифа) стоимость расходов планируется с учетом количества машин, используемых для перевозки, количества часов работы машины в день, количества дней работы в планируемом периоде и тарифов за каждый час работы.

Если привлеченный автотранспорт оплачивается на договорной основе по тарифам за тонно-километр, то расчет расходов производится в зависимости от класса груза, тарифов и объема транспортного грузооборота. Все грузы (в зависимости от степени их грузоподъемности) подразделяют на 4 класса. Транспортный грузооборот определяется как сумма объема поступления товаров в тоннах, массы тары и объема повторных перевозок. Тогда расходы по перевозке товаров можно рассчитать путем умножения транспортного грузооборота в тоннах на тариф перевозки за тонну на заданное расстояние, тариф устанавливается с учетом класса груза.

К рассчитанным на основе вышеизложенных способов расходам прибавляется стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по экспедированию, стоимость хранения груза на складах автотранспортных организаций.

Величина транспортных расходов постоянно снижается, поскольку подавляющее большинство поставщиков товаров стоимость транспортировки включают в цену товара. Торговые организации оплаченные ими затраты по доставке грузов также могут включать в стоимость товаров, тогда расходы по данной статье будут отсутствовать. Транспортные расходы сверх стоимости товаров оплачиваются и соответственно планируются лишь в отношении поставок от оптовых и посреднических структур.

23. Экономический анализ состояния и динамики расходов на реализацию товаров кооперативной торговли по общему уровню.

Анализ расходов на реализацию направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торговой организации за счет более рационального потребления трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе реализации товаров.

З а д а ч а м и анализа расходов на реализацию является определение:

· динамики и степени выполнения плана расходов по общему уровню и отдельным статьям расходов;

·размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня расходов по сравнению с плановым уровнем и в динамике;

· величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям;

· изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

· эффективности текущих затрат;

· затратоемкости отдельных видов товаров;

· размера различий в сравнении с расходами конкурентов.

По итогам анализа составляется объяснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению расходами и ликвидации нерациональных текущих расходов в торговле.

Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) представляет собой разницу между фактической и плановой суммой расходов (или в динамике).

Размер изменения уровня расходов на реализацию рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.

Темп изменения уровня расходов на реализацию определяется отношением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах. Темп изменения показывает, на сколько процентов изменился уровень расходов по отношению к базисному, если последний принять за 100 %.

Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера изменения уровня расходов на фактический розничный товарооборот и делением на 100.

24. Показатели, факторы и пути повышения эффективности текущих затрат торговли.

Основным фактором, влияющим на сумму и уровень расходов, является объем товарооборота. Для определения влияния этого фактора все статьи подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.

По условно-переменным статьям устанавливается относительная сумма экономии или перерасхода путем сравнения пересчитанной суммы расходов по этим статьям с плановой суммой или за базисный период. Пересчитанная сумма расходов определяется путем умножения уровня условно-переменных расходов по плану или в базисном периоде на товарооборот отчетного периода и деления результата на 100. При изменении объема товарооборота уровень расходов по этим статьям остается неизменным или изменяется незначительно. Сравнение фактической суммы условно-переменных расходов с пересчитанной показывает влияние изменения объема товарооборота на сумму этих расходов. Изменение уровня расходов по этим статьям определяется полностью влиянием остальных (кроме объема товарооборота) факторов.

По условно-постоянным статьям расходов определяется только сумма абсолютной экономии за счет влияния прочих факторов, а изменение объема товарооборота оказывает влияние только на уровень данных расходов и определяется путем сравнения пересчитанного уровня с плановым или базисным. Пересчитанный уровень определяется как отношение суммы условно-постоянных расходов по плану или в базисном периоде к фактическому объему товарооборота. Если сравнить фактический уровень условно-постоянных расходов с пересчитанным, можно определить влияние прочих факторов (кроме объема товарооборота) на уровень условно-постоянных расходов.

Влияние состава и структуры товарооборота на уровень расходов на реализацию определяются методом процентных чисел, суть которого состоит в следующем. Отклонение удельного веса в отчетном периоде от базисного по составу или структуре товарооборота в разрезе товарных групп умножается на уровень расходов на реализацию по данной группе товаров в базисном периоде, и определяются процентные числа. Суммировав процентные числа по всем товарным группам, с учетом знаков и разделив их на 100, определяют размер изменения уровня расходов на реализацию за счет изменения состава или структуры товарооборота.

Влияние изменения цен на товары и тарифов на услуги на величину расходов определяется индексным методом. Уровень расходов на реализацию в процентах к товарообороту в сопоставимых ценах определяется по формуле:

 

УРрсоп = (УРрф – УРрн)*Iц + УРрн,

 

где УРрсоп – уровень расходов на реализацию к товарообороту в сопоставимых ценах,

УРрф – уровень расходов на реализацию фактический,

Iц – индекс изменения цен,

УРрн – уровень расходов на реализацию по статьям, не зависящим от изменения цен.

 

Влияние изменения цен на уровень расходов определяется по формуле:

УРрвс = УРрф – УРрсоп

 

Влияние изменения тарифов на услуги других отраслей на уровень расходов определяется как правило в разрезе конкретных статей затрат по формуле:

 

УРрвт = УРрф – УРрф/ Iт

 

где Iт – индекс изменения тарифов.

25. Экономический анализ расходов на реализацию товаров кооперативной торговли по, общему уровню. Факторы, влияющие не него, методика их расчета.

Перспективный анализ расходов проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений, прогнозирования будущих событий и предупреждения нежелательных результатов.

Ретроспективный анализ расходов проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля выполнения плана, выявления неиспользованных резервов, оценки результатов деятельности.

Оперативный анализ расходов проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени. Его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Итоговый анализ расходов проводится за отчетный период времени. Его ценность состоит в комплексном и всестороннем изучении деятельности организации за соответствующий период времени.

В содержание как внешнего финансового, так и внутренне­го управленческого учета входит анализ хозяйственной дея­тельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою спе­цифику.

Результаты анализа расходов на реализацию требуются управленческому персоналу для принятия рациональных решений, соблюдения режима экономии, устранения излишних потерь, оптимального использования всех видов ресурсов.

В условиях оптимизации расходов на реализацию информация, полученная в процессе анализа, призвана решать следующие задачи:

- в системном порядке формировать информацию о расходах на реализацию по торговой организации в целом и в разрезе структурных подразделений;

- обеспечивать все уровни и звенья хозяйствования необходимой информацией;

- служить источником для выработки оптимальных управленческих решений.

Исходной информацией для анализа расходов на реализацию служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность:

- бухгалтерский баланс,

- отчет о прибылях и убытках (приложение 2 к бухгалтерскому балансу),

- отчет об изменении капитала (приложение 3 к бухгалтерскому балансу),

- основные сведения о выпуске товаров и услуг по видам деятельности (1-У),

- отчет о затратах на производство продукции (5-з),

- отчет о финансовых результатах (5-ф),

- отчет о составе средств и источниках их образования (2-ф),

- отчет об использовании денежных средств (1-ф),

а также данные оперативного и управленческого учета, другие источники учетной и не учетной информации.

В процессе анализа расходов на реализацию решаются следующие задачи:

1) устанавливается степень выполнения плана по общей сумме и уровню расходов, а также в разрезе статей;

2) устанавливается динамика суммы, уровня расходов по организации в целом и в разрезе статей расходов;

3) производится расчет и оценка влияния основных факторов на сумму и уровень расходов;

4) определяется влияние расходов на основные результаты хозяйственной деятельности;

5) выявляются резервы экономии и пути оптимизации расходов на реализацию.

Анализа расходов на реализацию проводится в определенной последовательности. Сначала ведется оценка состояния и динамики общей суммы и уровня расходов в целом по торговой организации, затем в разрезе структурных подразделений и конкретных статей расходов.

Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Руководство организации может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета, управленческого и оперативного анализа, проводимого для целей управления.

Одной из важных задач анализа является оценка влияния основных факторов на сумму и уровень расходов на реализацию, степени выполнения плана и динамики товарооборота, изменения его состава и структуры, ускорения (замедления) товарооборачиваемости, изменения цен на товары и тарифов и ставок на услуги, эффективности труда и использования материально-технической базы, условий и схем товародвижения и логистики, форм и методов продажи товаров.

26. Анализ расходов по статье «Проценты за кредит». Влияние на нее степени обеспеченности товарных запасов собственными средствами и кредитными ресурсами. Пути экономии расходов по данной статье.

Если организация планирует использование краткосрочных кредитов, то при расчете объема привлекаемых заемных средств исходят из однодневного кредитуемого оборота по себестоимости в планируемом периоде и норматива оборачиваемости запасов и затрат. Потребность в кредитах определяется как разница между общей потребностью в оборотных средствах и наличием собственных оборотных средств. Сумма процентов за кредиты рассчитывается путем умножения потребности в кредитах на ставку банковского процента и деления результата на 100. Краткосрочные ссуды выгодны в том случае, если ставка банковского процента ниже общего уровня экономической рентабельности.

При постоянной потребности в кредитных ресурсах расходы по статье могут прогнозироваться по сложившемуся уровню (при неизменных процентных ставках по кредитам) к прогнозируемому объему товарооборота.

27. Анализ и планирование расходов по статьям «Расходы аренду, содержание и обслуживание зданий, сооружений, помещений, легкового автотранспорта», «Расходы па ремонт основных средств».

При планировании расходов на аренду (лизинг) исходят из величины арендуемой площади и условий заключенных договоров аренды и лизинга. Если в планируемом периоде не предусматривается изменения арендуемой площади, ставок арендной платы и других расходов, то можно принять в качестве планируемой сумму расходов по данной статье за предшествующий период. При изменении параметров планирование производится отдельно по каждому виду расходов.

Сумма арендной платы определяется умножением размера арендуемой площади на ставку арендной платы (с учетом коэффициентов месторасположения, комфортности, качества среды, типа населенного пункта и др.) в планируемом периоде.

Расходы по лизингу планируются в соответствии с заключенным договором исходя из сумм погашения и лизинговых процентов.

Основой для планирования отчислений на ремонт основных средств являются объемы ремонтных работ, предусмотренные в планируемом периоде. Расходы, предусмотренные в плановых сметах на проведение как текущего, так и капитального ремонтов, могут быть полностью отнесены на расходы по завершении работ или резервироваться и списываться частями на протяжении определенного отрезка времени. Ежемесячная сумма расходов при резервировании может определяться либо постоянной величиной, либо в процентах к товарообороту или к стоимости основных средств.

28. Методика планирования расходов на реализацию товаров по общему уровню.



29. Методика анализа и обоснования плана расходов по статье «Транспортные расходы».

На этой статье предусматриваются расходы по перевозке товаров всеми видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным).

Расходы по железнодорожным перевозкам занимают в розничной торговле небольшой удельный вес и планируются только по тем товарам, которые завозятся на условиях «франко-станция отправления». Для расчета стоимости железнодорожных перевозок надо определить грузооборот в тоннах, включая вес тары. Затем в зависимости от вида перевозки (повагонная, контейнерная, мелкими партиями) и грузоподъемности вагона или контейнера определяется необходимое количество вагонов (контейнеров). Умножением их количества на тариф за один вагон (контейнер) на соответствующее расстояние получают стоимость транспортных расходов по перевозке железнодорожным транспортом. Кроме того, необходимо учесть стоимость услуг за сопровождение груза, подачу и подготовку вагона, содержание подъездных путей и другие расходы, которые могут возникать исходя из условий заключенных договоров поставки.

Чаще всего грузы в торговле перевозятся автомобильным транспортом. Поскольку такие перевозки занимают наибольший удельный вес в данной статье расходов, следует внимательно и четко планировать их величину. Товары могут завозиться в магазины на условиях кольцевого завоза (централизованная доставка), привлеченным или арендованным автотранспортом, а также собственным. Все эти особенности необходимо учитывать при планировании.

Расходы собственного автотранспортного хозяйства на данную статью не относятся, а учитываются на соответствующих статьях (расходы на оплату труда, амортизация).

Расходы по централизованной доставке товаров планируются исходя из плана поступления товаров и тарифа, определяемого в процентах к стоимости завозимых товаров. Если величина поставки в договоре указана в тоннах, стоимость перевозки определяется исходя из их массы, средней цены за тонну и тарифа.

При доставке товаров привлеченным транспортом (чаще всего на условиях почасового тарифа) стоимость расходов планируется с учетом количества машин, используемых для перевозки, количества часов работы машины в день, количества дней работы в планируемом периоде и тарифов за каждый час работы.

Если привлеченный автотранспорт оплачивается на договорной основе по тарифам за тонно-километр, то расчет расходов производится в зависимости от класса груза, тарифов и объема транспортного грузооборота. Все грузы (в зависимости от степени их грузоподъемности) подразделяют на 4 класса. Транспортный грузооборот определяется как сумма объема поступления товаров в тоннах, массы тары и объема повторных перевозок. Тогда расходы по перевозке товаров можно рассчитать путем умножения транспортного грузооборота в тоннах на тариф перевозки за тонну на заданное расстояние, тариф устанавливается с учетом класса груза.

К рассчитанным на основе вышеизложенных способов расходам прибавляется стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по экспедированию, стоимость хранения груза на складах автотранспортных организаций.

Величина транспортных расходов постоянно снижается, поскольку подавляющее большинство поставщиков товаров стоимость транспортировки включают в цену товара. Торговые организации оплаченные ими затраты по доставке грузов также могут включать в стоимость товаров, тогда расходы по данной статье будут отсутствовать. Транспортные расходы сверх стоимости товаров оплачиваются и соответственно планируются лишь в отношении поставок от оптовых и посреднических структур.

30. Анализ и планирование расходов на рекламу и маркетинговые услуги. Роль рекламных расходов в рыночных отношениях.

Планируются исходя из плана рекламных мероприятий на будущий период, но в соответствии с установленными нормами отнесения их на себестоимость. Для вновь создаваемых организаций, добивающихся известности и положения на рынке, расходы на рекламу целесообразно планировать в пределах максимально возможной суммы, ибо изменение ее в сторону снижения лишь увеличит реальную прибыль по сравнению с прогнозируемой. Для организаций, давно функционирующих на рынке, рекламные расходы, как правило, постоянны, учитываются только изменения в проводимой рекламной политике.

При прогнозировании расходов по статье необходимо помнить, что необоснованно заниженная сумма затрат на рекламу не позволит достичь прогнозируемого объема товарооборота, прибыли и не обеспечит достижения поставленных целей.

31. Анализ и планирование расходов но статьям: «Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации», «Расходы на рекламу и маркетинговые услуги».

Расходы по данной статье планируются по среднему уровню, сложившемуся за предшествующий период, поскольку полностью зависят от объема и структуры товарооборота. При изменении структуры товарооборота расходы планируются в разрезе товарных групп или посредством поправочных коэффициентов, рассчитанных по методу процентных чисел или иными методами.

Планируются исходя из плана рекламных мероприятий на будущий период, но в соответствии с установленными нормами отнесения их на себестоимость. Для вновь создаваемых организаций, добивающихся известности и положения на рынке, расходы на рекламу целесообразно планировать в пределах максимально возможной суммы, ибо изменение ее в сторону снижения лишь увеличит реальную прибыль по сравнению с прогнозируемой. Для организаций, давно функционирующих на рынке, рекламные расходы, как правило, постоянны, учитываются только изменения в проводимой рекламной политике.

При прогнозировании расходов по статье необходимо помнить, что необоснованно заниженная сумма затрат на рекламу не позволит достичь прогнозируемого объема товарооборота, прибыли и не обеспечит достижения поставленных целей.

32. Доходы торговли. Источники их формирования. Резервы и пути повышения доходности организаций потребительской кооперации н условиях рынка товаров и услуг.

Доходы торговой организации представляют собой сумму денежных средств, получаемых организацией от различных видов деятельности. Сумма доходов организации от всех видов деятельности называется совокупным доходом, который состоит из трех основных частей:

1. Доходы от реализации товаров.

Доход от реализации товаровкак экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия расходов по реализации и образования прибыли.

Как количественная категория доход от реализации товаров — это разница между денежной выручкой от реализации товаров за минусом налога с продаж, налога на добавленную стоимость и их покупной стоимостью. В него входят доходы других отраслей деятельности организации, к которым относятся выручка от реализации произведенных в торговой организации товаров и от оказанных услуг (транспортных и других).

Доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень дохода от реализации в розничной торговле рассчитывается как отношение суммы дохода от реализации к объему розничного товарооборота, выраженное в процентах.

2. Операционные доходы.

Включают в себя выручку от операций с имуществом.

3. Внереализационные доходы.

К ним относятся полученные штрафы, пени, неустойки, разница от переоценки товаров, полученные проценты по депозитам, дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, прибыли прошлых лет, выявленные в отчетном году, полученные суммы долгов, ранее списанных как безнадежные и др.

Торговая надбавка является основным источником формирования дохода от реализации.

Роль торговой надбавки заключается в том, что этот элемент цены представляет доход торговой организации, характеризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой хозяйственного расчета, создания условий для самофинансирования и т.п.

Основные требования, предъявляемые к обоснованию торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торговой организации, отражать специфику реализации отдельных групп товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное различие производства (поставщиков), пути продвижения отдельных товаров к потребителю и т. д.

Уровень торговой надбавки определяется с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, расходов по реализации, прибыли и ставок косвенных отчислений по формуле:

(11.4)

 

  ТН уровень торговой надбавки, %;
  Р- сумма фактических расходов;
  П сумма нормальной прибыли;
  КО обязательные отчисления, взимаемые за счет валового дохода;
  ОС- отчисления на пополнение собственных оборотных средств;
  Пс- покупная стоимость товаров.

 

33. Сущность, виды и показатели доходов торговой деятельности. Экономическая характеристика доходов кооперативной торговли в системе Белкоопсоюза.

Доходы торговой организации представляют собой сумму денежных средств, получаемых организацией от различных видов деятельности. Сумма доходов организации от всех видов деятельности называется совокупным доходом, который состоит из трех основных частей: