Умение говорить.
Формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механизмов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений: осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания, удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смысловой части сообщения и определять структурно-смысловое единство целого текста, объединять смысловые части в целое речевое сообщение.
Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов:
-социально-культурного — исторических традиций, норм и правил;
-индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего;
-ролевого — особенностей ролевых отношений. Для студентов весьма актуальна сформированность учебных речевых умений, которые во многом определяют успехи в обучении, в общении типа студент — преподаватель — студент.
Перечень умений, которые способствуют формированию устного высказывания на основе различных видов речевой деятельности:
1. Умения говорения (высказывания), формируемые на базе слушания:
-запомнить и удержать в памяти содержание устной информации
-воспроизвести в нормальном темпе полученную информацию по памяти;
-воспроизвести в заданное время усвоенную информацию изменениями, дополнениями;
-обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге, и пере вать ее в высказывании.
2. Умения говорения, формируемые на базе чтения:
-понимать и воспроизводить устно содержание прочитанного текста (или его части);
-запоминать и держать в памяти содержание прочитанного текста;
-пополнять, конкретизировать чье-либо высказывание с опорой на прочитанный текст.
3. Умения говорения, формируемые на базе письма:
-сопровождать устный комментарий речевых действий записью формул, уравнений, цитат;
Как правило, говорящий выступает инициатором общения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушателя.
Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М-Тц ченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению
неточность высказываний;
неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат
чрезмерное использование иностранных слов;
высокий темп изложения информации;
витиеватость изложения;
наличие логического противоречия;
неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;
Чтобы быть услышанным и понятым, необходимо соблюдать примерно такой алгоритм речевых действий:
1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение;
2) продумать способ изложения информации;
3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками;
4) выполнить несколько тренировочных упражнений на произношение в речи лексических и грамматических конструкций;
5) продумать вопросы к слушателю или аудитории.