Законодательные тенденции в «теории милосердия».
К концу XVII в. происходит переориентация социальной политики в государстве. Соборное уложение 1649 г., направленное на секуляризацию церковной власти, смещает акценты в «теории милосердия», постепенно формируется новая «теория призрения». В ней все большее и большее место занимают светские тенденции в организации и идеологии социальной помощи.
Государственная идеология помощи окончательно формируется к началу XVIII в. Её отличительные черты:
1. изменяется доктрина помощи,
2. основные положения раскрываются не в трудах отцов и апостолов церкви, а в «Судебниках», где намечаются подходы к субъектам и способам поддержки и защиты,
3. дифференцируются объекты и способы помощи,
4. христианские понятия обогащаются административными и юридическими терминами,
5. основным субъектом помощи выступает монарх как носитель определенной истины и справедливости,
6. изменение понятийного поля и подходов к субъектности клиента, его «существование-несуществование», нормативность зависят теперь в полной мере от регламентации государства,
7. появляются иные категории клиентов (пленные и лица, состоявшие на государственной службе),
8. меняется отношение к институту нищенства, как к образу жизни, противоречащему общественным представлениям о жизненном сценарии личности.
Некоторые из этих тенденций зафиксированы в «Судебниках», в которых институт нищенства подвергается реформированию: упорядочивается проживание «нуждающихся» в монастырских стенах. К институту вдов также начинают подходить дифференцировано, с прагматической точки зрения – «возможности-невозможности» самостоятельно кормиться. Купцам и горожанам запрещалось жить под сенью монастырских стен, и они не попадали под юрисдикцию святительских судов.
Дальнейшее развитие общественно-правовой мысли в области помощи и защиты нуждающихся осуществлено в Стоглаве. В данном историческом памятнике отражены первейшие социальные технологии помощи, где различным типам клиентов предоставлялся свой вид деятельности, свой институт, свое финансирование и своя законодательная база. Это касается и людей церкви, и различных категорий нуждающихся, и пленных.
«Домострой» также на своих страницах отражает специфику социальной помощи нуждающимся, определенными канонами христианства. В «Домострое» милосердие не обосновывается, а принимается априори, вопрос строится вокруг реализации принципов милосердия в существующих социальных институтах. В нём рассматриваются принципы милосердного отношения «для закрытой» и «открытой» средовой помощи.