Финансовый механизм современной системы образования.

 

План.

1. Финансы и финансовый механизм.

2. Принципы государственного финансирования образовательных учреждений.

3. Источники финансирования образовательного учреждения сегодня и в прошлом.

4. Бюджетное финансирование образования.

5. Основные функции участников финансирования на различных уровнях управления образованием.

6. Бюджетная смета и расчет потребности в бюджетных средствах.

7. Смета как основной финансовый документ.

8. Проблемы, направления и перспективы развития бюджетного финансирования сферы образования в России.

 

Хозяйственный механизм – способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.

По своему составу хозяйственный механизм включает экономическую, правовую и организационную подсистему.

Экономическая подсистема Правовая подсистема Организационная подсистема
Планирование и прогнозирование, хозрасчет, ценообразование, финансы, заработная плата Законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности, отношениях собственности, налогообложении и другие нормативные акты и постановления Структура управления, аппарат управления и контроля за хозяйственной деятельностью во всех звеньях экономики.

Финансирование образования определяется в первую очередь конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Однако образование является бесплатным только для учащихся и их семей (условно бесплатным), но не для государства.

Финансы – система экономических отношений, обеспечивающих создание, распределение и использование денежных средств в процессе перераспределения национального дохода страны.

Функции финансов: распределительная и контрольная.

Система образования потребляет выделяемые ей обществом ресурсы, основным видом которых являются средства бюджетов различных уровней. В настоящее время большая часть расходов на образование поступает из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовый механизм – совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами управления образованием в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.

Финансирование – обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование предполагает:

- целевое использование средств – расходование средств на заранее установленные цели;

- безвозвратность – предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются.

Мировая практика предлагает три модели бюджетного финансирования: сметное, нормативное и бюджетное, основанное на дифференцированной грантовой поддержке.

Исторически сложилось, что для России типичной моделью является сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сфера, как правило, не имеющих собственных доходов.

Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов.

Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Принципы финансирования учреждения (в том числе образовательного):

* Плановость (средства предусматриваются при составлении бюджета);

* целевая направленность (использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели);

* безвозвратность (у получателей средств не возникает обязательств по их возврату);

* выделение средств по мере их расходования;

* экономия (правильное и рациональное расходование средств).

Финансирование образования определяется:

1) схемой бюджетного финансирования образования в РФ;

2) распределением функций между органами, участвующими в финансировании образования.

Уровни финансирования

1) Федеральный (Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо); Федеральное Собрание РФ и Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Министерство финансов РФ, включая систему федерального казначейства и его территориальных органов; федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета; уполномоченные банки как проводники денежных средств; собственно образовательные учреждения федерального ведения (учреждения профессионального образования).

Задание студентам: самим попробовать выделить должностные лица на двух других уровнях. За правильность выполнения до 4 баллов.

2) Уровень субъектов РФ (президент, глава администрации, губернатор; законодательные органы субъектов РФ; министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов РФ; министерства и ведомства субъектов РФ (министерства, управления, комитеты по образованию, науке и образованию и т.д.), территориальные управления образованием; уполномоченные банки; образовательные учреждения ведения субъектов РФ – учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения послевузовского образования взрослых).

3) Муниципальный уровень (законодательные органы муниципального уровня; финансовые отделы; городские и районные отделы образования; банки и отделения банков; муниципальные образовательные учреждения – дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования).

Основные функции участников процесса бюджетного финансирования образованием можно описать следующей схемой (слайд Power Point):

1. Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием, а на завершающем этапе подписывает закон о федеральном бюджете на очередной год, после чего тот вступает в силу.

2. Законодательные органы власти ежегодно обсуждают и принимают федеральный бюджет.

3. Правительство России на основании содержания Бюджетного послания Президента РФ дает указание министерству финансов РФ на разработку проекта бюджета. На последующих этапах оно рассматривает проект федерального бюджета и представляет его на утверждение в законодательные органы; принимает постановление о порядке исполнения федерального бюджета на соответствующий год.

4. Министерство финансов РФ является главным звеном бюджетного финансирования. Задачи и функции Министерства финансов в части бюджетного финансирования образования могут быть подразделены на три группы:

1) осуществление собственно бюджетного процесса, понимаемого как прогнозирование и составление бюджета, организация его исполнения и контроль его исполнения, подготовка отчетов об исполнении федерального и консолидированного бюджетов;

2) создание и законодательное, в том числе инструктивно-информационное, оформление бюджетного процесса;

3) непосредственное исполнение бюджета, включающее обеспечение прямого финансирования бюджетных высших и средних профессиональных учебных заведений.

5. Министерство образования и науки организует и проводит в отрасли работу по составлению проекта бюджета, то есть дает указание региональным органом управления образованием представить свои предложения по финансовому обеспечению системы образования в регионе. На основе сообщаемых Минфином лимитов (контрольных цифр финансирования) – министерство составляет и направляет реестры в казначейство для осуществления бюджетных расходов, составляет и утверждает с меты для подведомственных учебных заведений. Министерство образования и науки рассылает подведомственным учреждениям утвержденные сметы. Впоследствии эти сметы учреждения представляют в отделения казначейства по месту своего нахождения.

6. Банки также участвуют в бюджетном процессе, поскольку в них находятся бюджетные счета, с которых казначейства осуществляют расходование бюджетных средств.

7. Образовательные учреждения представляют в казначейства документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств, то есть осуществляют расходование бюджетных средств, потребляют выделенные им ресурсы (ведомости на выплату заработной платы, поручения на перечисление средств в фонды социального страхования, пенсионный фонд, налоговые платежи и т.п.). Если документы оформлены правильно и находятся в пределах подтвержденных обязательств, казначейство производит списание бюджетных средств с бюджетного счета в пользу физических или юридических лиц.

Бюджетный счет – единственный для бюджета счет, на который зачисляются и с которого списываются доходы и расходы бюджета. Для каждого образовательного учреждения открыт отдельный лицевой счет для учета расходов.

Смета бюджетного учреждения – основной плановый документ, определяющий объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Характеристика сметы:

- финансовый плановый документ;

- свод затрат на определенный вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;

- документ, который составляется на определенный временной период (год, месяц, время производства, время проведения мероприятия и т.п.);

- смета не определяет источники погашения планируемых затрат.

Для практической деятельности образовательных учреждений законодательство предусматривает наличие баланса – документа, который отражает не только расходы, но и получаемые образовательным учреждением доходы.

Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трех основных количественных параметрах:

· Численность учащихся (по соответствующим уровням обучения);

· Сроки и условия обучения (по соответствующим уровням);

· Материальная база обучения.

Источниками для получения этих данных являются нормативные документы, формы статистического наблюдения, данные бухгалтерской отчетности. Государственные образовательные стандарты определяют сроки и условия обучения учащихся на каждом уровне образования. Нормативы численности обучающихся в группе, классе указаны в соответствующих типовых положениях образовательных учреждений.

Ежегодно органы управления образованием собирают статистические данные о контингенте обучающихся по типам и видам образовательных учреждений и уровням образования.

Материальная база обучения является элементом относительно постоянным и зависит от контингента обучающихся. Количество учебных площадей, оборудования в школах должно соответствовать численности обучающихся и условиям их обучения.

Два способа расчета потребности в бюджетных средствах.

1. Расчет потребности осуществляется непосредственно образовательным учреждением. Для этого на уровне образовательного учреждения необходимо, пользуясь общей схемой расчета потребности в средствах, просчитать общую сумму затрат учреждения на год.

Эта работа часто приводит к большому количеству ошибок.

В практической работе данный способ применяется при стабильных сроках и условиях, процедуре составления проекта бюджета и при наличии достаточного ресурса времени у руководства образовательного учреждения.

2. Расчет потребности в средствах проводится органом управления образованием соответствующего уровня. Условием проведения такого расчета является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы. То и другое может уточняться в течение подготовительного периода. Этот способ отличается меньшей индивидуализацией расчетов для каждого образовательного учреждения и поэтому также может требовать ввода значительного количества поправок.

Задание для студентов: укажите плюсы и минусы каждого способа расчета потребностей.

Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в России.

Основная проблема, затрагивающая практически каждого в России, - недостаточность выделяемых бюджетных средств для нормального функционирования образовательного учреждения. В последние годы финансирование данной отрасли строится по приоритетным статьям (от самого главного): оплата труда персонала учреждения; стипендия в профессиональных учебных заведениях; оплата коммунальных услуг. Остальные виды расходов образовательного учреждения финансируются по мере возможности.

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

- введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования;

- разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования;

- создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий;

- выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

- достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

- развитие механизмов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

- обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

- нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе увеличение разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

- последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;

- обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

- создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

- расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения;

- создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

- поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий.

Задание на практическую работу: составить примерную смету (список статей расходов, можно без цен и сумм денег) для образовательного учреждения (на выбор):

детский сад с количеством воспитанников 150 человек;

педагогический колледж с количеством студентов 500 человек;

средняя школа с количеством учеников 700 человек.