Тема 13. Аристотель о науках

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был вторым крупнейшим представителем античной философии и оказавшим огромное влияние на все последующее развитие, как, собственно, философии, так и философии науки.

Приехав в Афины в 367 г. до н.э., он становится учеником Платона и членом платоновской Академии. После смерти Платона в 347 г. до н.э. он покидает Академию и Афины и поселяется при дворе македонского царя Филиппа, где вскоре становится воспитателем его сына Александра (Македонского). В 335 г. до н.э. Аристотель вновь переезжает в Афины и основывает свою философскую школу, названную Ликеем (отсюда и слово – «лицей»), поскольку она располагалась вблизи храма Аполлона Ликейского.

Ученический период Аристотеля заканчивается критикой теории идей и Платона, после чего и начинается построение собственной оригинальной системы.

Термин «метафизика» означает «то, что идет после физики» и так были названы работы Аристотеля, посвященные разбору философских проблем. В дальнейшем термин «мета» приобрел значение «сверх», «находящееся над чем-либо», а в последующей историко-философской традиции под метафизикой понимали учение о сверхчувственном, учение о предельных основах бытия.

Мы рассмотрим, как Аристотель предлагает классифицировать научное знание, что он понимает под «наукой» и какие из наук являются наиболее высокими, знание вообще и знание научное.

У Аристотеля не всякое знание является научным, не всякое знание – «эпистеме». Чувственное знание у него принципиально ненаучно, ибо он ошибочно полагал, что невозможна никакая мудрость в чувственном восприятии. Такая ошибка естественна, если учесть фактическое отсутствие в античности сложнейшего экспериментального естествознания.

Подчеркивая, что наука - это знание, выходящее за пределы обычных показаний чувств, Аристотель имел в виду, конечно, не эксперимент, а мышление, поскольку именно оно выходит за пределы чувств.

В первой книге "Метафизики" наука отличается от «искусства» («технэ»). Однако никакого отличия, по существу, между ними нет: и наука («эпистеме») и «искусство» («технэ») познают общее через причины, но социальное различие между ними имеется. Оказывается, науки, по Аристотелю, не служат никакой пользе общества, а искусства служат.

Искусства существуют ради какой-либо выгоды или пользы, наука же существует ради себя самой, знание ради знания: из наук большей мудростью обладает та, которая желательна ради нее самой, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы. В остальном «искусство» не отличается от науки: оно поднимается над обычными показаниями чувств, предполагает знание причин и общего, способно научить. Можно сказать, что искусство - это наука в ее практическом применении.

Целью данной работы является рассмотрение подхода Аристотеля к науке как таковой. Задачи, которые ставятся в реферате, можно определить следующим образом:

- рассмотреть классификацию наук, предложенную Аристотелем;

- выяснить, чем отличается его понимание физики от ее современной интерпретации;

- определить иерархический уровень, который употребляет Аристотель по отношению к искусству;

- показать, что исследования Аристотеля непосредственно повлияли на дальнейшее развитие гносеологического аспекта в науках различных направлений.