Какова же роль здесь государства?

Оно в основном следит за тем, чтобы деловые круги общества не руководствовались одними только соображениями прибыли. Хотя, конечно, мы понимаем, что погоня за прибылью является главной побудительной силой деятельности в общем-то любого владельца капитала. Ведь именно, владелец капитала (владелец денег и средств, вложенных в дело), вкладывая их в дело, дает жизнь бизнесу. И погоня за прибылью является главной побудительной силой его деятельности.

Это объясняется тем, что прибыль дает владельцу капитала возможность расширять начатое дело, наращивать и расширять производство, что имманентно присуще человеческой натуре. Однажды начав какое-либо дело, человек всем своим существом вовлекается в его водоворот, сливается с ним и в силу природы своего воображения наделяет это дело антропоморфными чертами. «Дело у такого человека, – как пишет в книге “Практический менеджмент” проф. И.Д. Ладанов, – начинает дышать, петь, стонать и даже взывать о помощи».

Почему исследователи так можно сказать? Да дело в том, что стихия, в которой функционирует бизнес – это рынок, то есть бизнес является существенной стороной специфических отношений.

Рассмотрим соотношение понятий “бизнес” и “дело”. Иногда в нашей литературе первое подменяют вторым. Действительно, данные слова почти синонимы, однако, только почти. “Business” ведет свое начало от староанглийского “Bisig” - активный, занятый работой, деловой. Бизнес, как он понимается сегодня - это целая система знаний, умений и навыков поведения людей, осуществляющих коммерческую деятельность в обществе. “Дело” в русском языке чаще понимается как “предприятие” (“мелкое предприятие”, “солидное предприятие”). Русское “дело” несколько материализованнее английского “бизнес”.

Далее. Бизнес зарождается и процветает в условиях частной собственности и рыночных отношений. Жесткая регламентация, навязывание сверху и бизнес – это несовместимо. Это, безусловно, не означает, что бизнес близок к анархизму, сознательному неподчинению властям. Наоборот, власть, обеспечивающая свободу развития бизнеса, желательна для него, всячески им оберегается и поддерживается. Бизнесмен выступает против лишь, когда государственное вмешательство в экономику становится препятствием для роста прибыли и расширения активов предпринимателей. Другого здесь и не может быть. Почему? Потому что прибыльно может работать только свободный производитель товара. Для такой свободы нужна демократия. Отсюда вывод: бизнес, рынок и демократия работают только в едином комплексе.

 

2.

Можно ли что-нибудь делать, не управляя собой или людьми? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, что представляет собой вся жизнь человека. Вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна.

Посмотрите на далеко не полную классификационную схему деятельности человека (схема 1.1).

Разновидности деятельности человека

 

Индивидуальная Коллективная Общественная

Экономическая Организационная Социальная

Полезная Мотивированная Инициативная

Бесполезная Немотивированная Принудительная

Непрерывная Осознанная Физическая

Эпизодическая Неосознанная Интеллектуальная

(поведение)

Вглядитесь внимательно, вдумайтесь в практику. Возможна ли была эта деятельность, если бы она не была организована? А чтобы организовать ее, надо предвидеть результат, надо оценивать действия по этому результату, т.е. контролировать деятельность, надо, наконец, быть просто заинтересованным в этом результате, понимать свой интерес и видеть реальность успеха.

Все это в обобщенном практическом представлении называется управлением. Все это показывает, что управление неминуемо сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Благодаря управлению оказывается возможна эта деятельность.

Почему деятельность человека нуждается в управлении?

Деятельность может быть осознанной и неосознанной.

Осознанная деятельность _ это деятельность, построенная на основе заранее предусматриваемого результата, на основе заранее предусматриваемого результата, на основе запрограммированной координации действий, ведущих к предлагаемому результату.

Неосознанная действие - это действие рефлекторного типа, это реакция на проявление потребности, это поведение.

Конечно, и то и другое нуждается в управлении и осуществляется на основе управления, Но управление в первом случае и во втором случае различно. И это различие проявляется в сложности, в уровне развитости управления, роли в деятельности, вероятности успеха и т.п.

Нас, в рамках данного курса, интересует управление первого типа. Потому что это управление деятельностью, а не поведением человека. Только человек, единственное существо в мире, имеет сознание, позволяющее ему строить планы и контролировать их реализацию, организовывать свою деятельность и деятельность других людей.

Если управление является необходимым элементом любой деятельности человека и отражает его потребность, то можно утверждать, что всякую деятельность можно разделить на две части - основная часть (результативная, производственная) и вторая часть (согласующая, регулирующая), которая и является управлением.

Есть основания утверждать, что УПРАВЛЕНИЕ – это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей.

Действительно, чтобы мы не делали, мы распределяем свои действия определенным образом, оцениваем свои потребности, соответствие этих действий нашим потребностям, распределяем наши усилия. Это и значит, что мы управляем своими действиями, управляем собой.

Но это управление индивидуальной деятельностью, В нашей жизни главную роль играет производственная деятельность, которая нас кормит, благодаря которой мы строим карьеру, самоутверждаемся, реализуем свои цели.

В производственной деятельности мы работаем совместно с другими людьми, и здесь необходимо согласовывать свои действия не только с собой, но и с действиями других людей. В этом случае управление как бы выходит за рамки нашей собственной деятельности, оно выделяется как часть совместной деятельности, а впоследствии обособляется. Так возникает управляющий, который уже не занят производственной деятельностью, а только управляет. Теперь уже он определяет общую цель, согласует деятельность различных людей посредством организации их труда, контроля, мотивирования и т.д.

И в этом случае управление остается видом деятельности, необходимым для осуществления общей работы и достижения общего результата. Это дает нам основание считать, что управление - это вид деятельности человека, возникший, выделившийся и обособившийся в процесс развития совместного труда, его разделения и кооперации.

Что такое управление в практике и научном понимании?

Мы только что сформулировали с вами вывод: УПРАВЛЕНИЕ - это объективная потребность всякой деятельности человека.

Но утверждение, что управление - это объективная потребность всякой деятельности человека, только первый шаг в понимании управления. Это только практическое представление о нем, хотя именно в этом утверждении и заключена сущность понятия управления.

Но управление - не только простая потребность, но и фактор успеха деятельности. Это нетрудно проверить. Чем лучше управление, тем выше вероятность успеха. Почему? Потому, что от управления зависит четкость и согласованность работы людей, от управления зависит, в какой мере человек –участник совместного труда заинтересован в его общем результате. Вот почему, начиная с определенного этапа развития производства и общества, все больше внимания уделяется управлению, ставятся задачи совершенствования управления, поиска новых форм, определения возможностей его развития посредством использования новой техники, обогащения информацией и пр.

Управление определяет качество результата, время его получения, затраты усилий, соответствие потребностям.

А теперь давайте посмотрим, что такое управление в научном понимании?

Ответ на вопрос: что такое теория управления, наверное, можно сформулировать так:

Теория управления – комплекс теоретических положений, дающих научное описание и объяснение, а также возможность предвидения всех явлений, называемых УПРАВЛЕНИЕМ.

Но что есть управление?

Существуют разные парадигмы понимания управления. Они влияют и на определение этой категории. Вот некоторые из них.

1. В понимании управления главную роль играет технология производства, которая лежит в основе организации производства, а следовательно, и управления производством. В этом случае управление определяется через понятие “организация” и по существу, оно сводится к организации. Главным здесь становится организация, и все остальные функции пользуются меньшим вниманием. Понятие “деятельность” не играет ведущей роли в понимании и трактовке управления. Решающую роль в понимании управления играют такие факторы, как технология производства, организация производства, деятельность человека.

2. Очень популярна точка зрения, в которой освещающим фактором в понимании управления и в практическом его осуществлении является информация. Действительно, без информации трудно представить себе управление. Но информация без человека, его заинтересованности, его целей, ценностей управлять не может. Это подтверждают простейшие факты действительности. Информация – не сущность управления, а только его средство, инструмент. И движение информации – это, безусловно, необходимое условие управления, но только условие, а не его сущность.

3. Имеются подходы, в которых вообще не наблюдается каких-то обоснованных и оправданных в методологическом отношении приемов определения и понимания управления. Приведем такой пример. За отправной момент берутся понятия управляющей и управляемой систем, и далее на их основе строится понятие управления. Но ведь понятия “управляющая” и “управляемая” системы - это следствия понятия управления, и они не очевидны. Это определение строится по принципу “перевернутой логики”, которая бессильна дать позитивное объяснение какому-нибудь явлению.

4. В противовес можно представить парадигму определения управления по главному во всех процессах управления человеческому фактору (схема 1.3). Именно понятие человека во всех его особенностях и основных чертах определяет понятие управления. А главным в понимании человека является его деятельность, в которой обнаруживают себя такие важнейшие особенности человека, как интересы, ценности, установки, цели и пр. Это и определяет и потребность, и возможность, и необходимость управления.

Но как же тогда оценивать функционирование природы? Разве там нет таких процессов, которые напоминали бы управление, которые можно было бы назвать согласованием, гармонизацией и т.д. Да, есть такие процессы, внешне напоминающие процессы управления. Но это процессы, хотя внешне и похожи на управление, отражают лишь процессы естественного регулирования, которые определяются совокупным действием объективных законов, но не содержат

- целевую направленность и определенность,

- сознательный выбор,

- организованное развитие.

Следовательно, в природе идут бесконечные процессы регулирования под воздействие совокупного действия законов природы, а управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Управление имеет социально-экономическую природу, т.е. существует там и только там, где есть человек, совместная деятельность (труд), экономическая заинтересованность, возможность получения ожидаемого результата.

Теперь мы можем определить сущность управления. Сущность управления заключается в том, что это специфический вид трудовой деятельности человека, возникший, выделившийся и обособившийся в процессах разделения труда в производстве или разделении видов деятельности человека в обществе.

Итак, мы пришли к выводу, что управление - это специфический вид деятельности человека. Попробуем разобраться с содержанием этого вида деятельности. Ведь если мы не знаем каково содержание, то трудно говорить и о специфике. А любое явление, как известно, необходимо рассматривать с позиций сущности, содержания и специфики.

Каково жесодержание того вида деятельности человека, которое мы называем управлением? Как его можно установить?

Содержание управления можно установить только посредством практического анализа. Проведите такой эксперимент. Спросите менеджера, что он делает, управляя фирмой? Какие виды деятельности составляют его работу? Что он должен делать, чтобы управление было успешным? В понимании управления не надо ничего выдумывать. Надо наблюдать за практической деятельностью и исследовать ее. Именно это дает знание и понимание того, что есть управление.

Конечно, ответы будут разными, ибо каждый отвечает в меру своего опыта, стиля управления, приоритетов и т.д. Но можно вывести и обобщенное представление, и оно будет следующим.

Любое управление предполагает необходимость предвидения, организации, контроля. Это основа каждого управления. Но это еще не все управление. Необходимо мотивировать деятельность людей, потому что без заинтересованности человек не будет работать хорошо, как бы его не организовывали и не контролировали. Но лучше этот вид назвать активизацией, потому что она включает и мотивирование, и воодушевление и стимулирование. Помимо этого управление необходимо и регулирование, о котором мы говорили, потому что не все процессы являются управляемыми, т.е. не все процессы можно изменять в направлении цели, но можно их регулировать. Это особенно актуально для управления в условиях рыночной экономики и действия рыночных механизмов.

Регулирование - это действия по устранению отклонений от объективно обусловленных режимов функционирования, обеспечение естественных возможностей проявления объективных процессов и тенденций. Ведь управление всегда связано с тем, что мы хотим сто-то изменить в соответствии с поставленной целью, а что-то мы должны допустить, понимая, что это изменить нельзя без отрицательных последствий. это очень важная мысль для управления. Стремление управлять всем и вся губит многих руководителей и менеджеров. Регулировать - это значит действовать по объективным законам, это значит поддерживать режим деятельности в рамках действия объективных законов.

Такая деятельность проявляется и существует как во внутреннем управлении, так и во внешнем поведении управляемой системы. Здесь этот вид деятельности называется координацией.

Современное управление немыслимо, и это подтверждает практика, еще без одного вида деятельности – исследования. В экономических условиях конкуренции, высоких темпов технологического развития, в сложных условиях современной общественной и социально-экономической жизни управлять без исследовательского подхода невозможно.

Эти функции названы основными функциями управления, потому что они отражают содержание управления как такового, независимо от конкретных условий или сфер управления. Для того чтобы управлять, ВСЕГДА необходимо предвидеть (планировать), организовывать работу, контролировать ее в той или иной мере (это обратная связь), координировать и регулировать деятельность людей, мотивировать и активизировать ее и, наконец, исследовать все процессы деятельности людей, чтобы находить наилучшие варианты управленческих решений.

Способности и образование менеджера также связаны с этими функциями. Они отвечают на вопрос, что должен знать, уметь менеджер, какими качествами он должен обладать.

Но это структурно-содержательный аспект понимания управления. Основные функции не характеризуют еще обязательную последовательность действий, не отражают процесса деятельности. А в понимании управления необходим еще и процессуально-содержательный аспект. Как строится в управлении последовательность действий?

Ответ на этот вопрос также надо искать в практических исследованиях и наблюдениях. Сначала менеджер ставит цель, позволяющую ему оценить существующее положение дел и увидеть проблему, попытаться решить ее посредством своих организационно-практических действий. Целеполагание - вот с чего начинается процесс управления. А далее именно оно и определяет всю последовательность действий. Второй этап - определение ситуации, т.е. распознание и оценка того положения, в котором находится фирма, или, иначе, оценка состояния управляемой системы относительно цели управления. Конечно, цель и ситуация окажутся неадекватными, потому что цель - это всегда то, чего мы желаем достичь, а ситуация - это то, что имеем сейчас.

Из этой неадекватности и вытекает понятие проблемы. То противоречие, которое оказывается главным, ведущим в несоответствии цели и ситуации и которое необходимо разрешать в первую очередь, и характеризует понятие проблемы, Ну, а дальше надо иметь решение этой проблемы. Эти четыре этапа процесса управления и характеризуют процессуально-содержательные функции управления.

Процессуально-содержательные функции управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, осуществление решения проблемы (перевод управляемой системы в новое состояние).

Функции управления отражают его содержание во всей своей совокупности, но специфику управления можно выразить одним словом, одним понятием - ВОЗДЕЙСТВИЕ.

ВОЗДЕЙСТВИЕ - эти влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

Иногда это утверждение подвергают сомнению, полагая, что воздействие - это всегда принуждение и, следовательно, оно характеризует не специфику управления вообще, а лишь управление командное, административное.

Но это не так. Почему? ВОЗДЕЙСТВИЕ не означает только принуждение, приказ, распоряжение, указание. Воздействием могут быть и рекомендации, совет, предостережение, мотивация, наконец, даже просто какой-либо акт поведения менеджера представляет собой неформальное воздействие, заставляющее человека делать так, а не иначе, лучше, чем делал раньше. Нельзя понятие воздействия связывать только с администрированием.

Воздействия разнообразны. Существует множество видов воздействия: формальное и неформальное, прямое и опосредованное, явное и неявное (скрытое, латентное), жесткое и мягкое, принуждающее и мотивирующее.Всегда есть выбор вида воздействия при учете конкретных условий и по критериям эффективности управления. От вида воздействия зависит успех, и в видах используемых воздействий проявляется в значительной мере искусство управления, искусство менеджера (схема 1.5).

 

РАЗНОВИДНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Формальное _____________________ Неформальное

Прямое _____________________ Опосредованное

Явное _____________________ Неявное

Жесткое _____________________ Мягкое

Принудительное ____________________ Мотивирующее

Спонтанное ____________________ Целесообразное

Случайное ____________________ Необходимое

Эпизодическое ____________________ Постоянное

Понятие специфики управленческой деятельности как целенаправленного воздействия не противоречит никаким тенденциям развития управления, в том числе и демократизации. Специфика демократического управления проявляется в целях и видах воздействий, процессах разработки решений (методология управления), в формах и мере участия в управлении коллективами, работниками фирмы. Но всегда при этом управление остается воздействием, несущим в себе общую цель, потенциал согласования деятельности и необходимые всем условия получения общего результата,

Теперь нам предстоит сделать очень важные выводы, которые определят все наши последующие рассуждения, их логику, содержание. В этих выводах структура всего курса менеджмента. Нам надо определить ключевые категории концепции управления. Именно на этих категориях строится вся конструкция этой концепции. Понимание управления - это только первый шаг.

Мы с вами договорились, что управление - это специфический вид трудовой деятельности человека. Но

Если управление - это специфический вид деятельности человека, то существуют методология и организация управления, ибо методология характеризует всякую деятельность человека, так же как и организация. Не может быть неорганизованной деятельности.

Если управление - специфическая деятельность человека, то существуют социально-экономический и организационно-технический аспекты этой деятельности. Человек - существо социальное и живет в обстановке взаимодействия экономических интересов и отношений. И они не могут не проявляться, не существовать в любом виде его деятельности. Но в зависимости оттого, что это за вид деятельности, социальные и экономические отношения человека проявляются по-разному. Организационно-технический аспект деятельности характеризует возможности организации и конкретные ее виды. Специфика управленческой деятельности определяет специфику организации управления.

Никакая деятельность не может быть реализована без необходимых для этой деятельности ресурсов. Каковы ресурсы управления, в какой мере и как они отражают социально-экономический и организационно-технический аспекты управления? Это очень важный вопрос в понимании управления.

Если управление - это вид деятельности человека, то ему присущи определенные функции, отражающие его содержание. О функция мы уже говорили. Здесь лишь подчеркнем, что функции отражают ресурсы управления и социально-экономическую и организационно-техническую его стороны. Если управление - это воздействие, то существуют объект и субъект управления. Иначе говоря, любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем.

Наконец, если управление - это воздействие, то существуют система, механизм и процесс управления, потому что воздействие рождает и закрепляет связи между людьми - это система управления. Процесс управления показывает этапы формирования воздействия от цели до решения. Наконец, механизм управления характеризует средства воздействия, без которых оно было бы невозможным. Механизм - это средство осуществления воздействия.

Управление - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность

Понятие “система управления” характеризует статику управления, его статическую основу, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.

Понятие “процесс управления” отражает динамику управления, его временные характеристики, его технологические особенности.

Понятие “механизм управления” отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы и ценности человека. Благодаря им воздействие ведет к изменению ситуаций, потенциал управления как бы превращается в деятельность людей, в производственные процессы, в развитие фирмы.

Сегодня управление становится все сложнее. Вообще его усложнение вызывается следующими процессами:

- Чем больше количество людей задействовано в совестной деятельности, тем сложнее управление;

- Чем острее конкуренция, тем сложнее управление;

- Чем грандиознее планы бизнеса, тем сложнее управление;

- Чем сложнее проблемы бизнеса, тем сложнее управление;

- Чем острее общеэкономическая обстановка, тем сложнее управление.

И здесь проявляется другая закономерность: чем сложнее управление, тем больше потребность в его профессиональном осуществлении. А что такое профессиональное управление. Это

- необходимый объем и структура знаний;

- практические навыки решения проблем;

- интуиция, ощущение обстановки;

- тип мышления, подходы, оценки;

- искусство общения, влияния, понимания.

И как следствие всего этого - овладение профессиональным управлением - путь к успеху в бизнесе.