История развития операционного менеджмента
В таблице 1.3 представлен краткий обзор истории развития операционного менеджмента. В этом разделе мы не ставили цель описать все подробности становления операционного менеджмента; чтобы это сделать, потребовалось бы изложить всю Индустриальную революцию. Акцент скорее сделан на основных операционных концепциях, которые стали популярными с 1980-х годов. В некоторых местах было уместно обратить внимание на то, как новая идея согласуется с предшествующей, более старой. Но пусть не создается впечатление, что мы пытаемся переоценить открытия прошлого.
Таблица 1.3 – Хронология развития операционного менеджмента
Годы XX века | Концепция | Методы и инструменты | Авторство |
1910-е | Научная организация управления | Хронометрирование и анализ рабочего времени | Фредерик У. Тейлор (США) |
Промышленная психология | Изучение трудовых движений | Фрэнк и Лилиан Гилбреты (США) | |
Конвейерное производство | Графики отображения ожидаемых и реальных показателей деятельности | Генри Форд и Генри Л. Гантт (США) | |
Экономическое обоснование размера партии | Экономичный размер заказа (Economic Order Quantity — EOQ) | Ф.У. Харрис (США) | |
1930-е | Контроль качества | Выборочный контроль качества и карты статистического контроля качества | Уолтер Шухарт, Х.Ф. Додж, Х.Г. Ромиг (США) |
Хоторнские исследования рабочей мотивации | Выборочный анализ рабочих заданий | Элтон Мэйо (США), JI.X.C. Типпетт (Великобритания) | |
1940-е | Междисциплинарные подходы к сложным системным проблемам | Симплексный метод и линейное программирование | Группы исследователей операций (Великобритания) и Джордж Б. Данциг (США) |
1950 – 1960-е | Крупномасштабные разработки методов исследования операций | Моделирование производственной деятельности, теория очередей, теория принятия решений, математическое программирование, методы сетевого планирования проектов PERT и СРМ | Многочисленные исследователи в США и Западной Европе |
1970-е | Широкомасштабное использование компьютерной техники в бизнесе | Графики закупок, управление запасами, прогнозирование, управление проектами, планирование потребностей в материалах (MRP) | Лидеры производства компьютерной техники, в частности IBM. Создатели MRP-системы Джозеф Орлики и Оливер Уайт (США) |
Качество и производительность услуг | Методы массового производства в сфере обслуживания | Рестораны McDonald’s | |
1980-е | Парадигма производственной стратегии JIT, TQC и автоматизация производства | Производство как средство конкурентной борьбы Канбан, Poka-yokes, С1М, FMS, CAD/CAM, роботы и т.д. | Гарвардская школа бизнеса (США) Тайити Оно из компании Toyota Motors (Япония), У.Э. Деминг и Дж. М. Юран (США) и исследователи в различных инженерных науках (США, Германия, Япония) |
Синхронное производство | Анализ узких мест, ОРТ, теория ограничений | Эльяху М. Голдратт (Израиль) | |
1990-е | Всеобщее управление качеством | Премия Болдриджа, регистрация стандарта ISO 9000, структурирование качества по функциям, стоимостное и совместное проектирование, модель непрерывных улучшений | Американское общество контроля качества, Национальный институт стандартов и технологии (США), Международная организация стандартизации (Европа) |
Реинжиниринг бизнес-процесса | Модель радикальных изменений | Майкл Хаммер и крупные консалтинговые фирмы (США) | |
Электронное предприятие | Интернет, World Wide Web | Правительство США, корпорации Netscape Communications и Microsoft | |
Управление цепью поставок | SAP R/3, программное обеспечение типа клиент/сервер | SAP (Германия), Oracle (США) | |
2000-е | Электронная торговля | Интернет, World Wide Web | Amazon, eBay, America Online, Yahoo! |
В конце 1950-х и начале 1960-х годов ученые начали заниматься непосредственно задачами операционного менеджмента как самостоятельной наукой, отличной от инженерных разработок или исследования операций. Такие ученые, как Эдвард Бауман, Роберт Феттер в труде Анализ производственного и операционного менеджмента (Analysis for Production and Operational Management, 1957) и Элвуд С. Баффа в работе Современный производственный менеджмент(Modern Production Management, 1961), обратили внимание на общность проблем, которые приходится решать в любых производственных системах, и подчеркивали огромную важность отношения к производственным операциям как к элементам системы. Они также указали на огромную пользу практического применения теории очередей, моделирования операций и линейного программирования (вопросы, впоследствии ставшие типичными темами операционного менеджмента). Уже в первом издании данной книги, выпущенном в 1973 году, ее авторы Ричард Чейз и Николас Аквилано, подчеркивали необходимость “вернуть науку управления в лоно операционного менеджмента”. В 1997 году к нам присоединился Боб Джейкобс.
В 1980-х годах в философии менеджмента и методов производства произошла настоящая революция, и основой истинного прорыва в сфере философии производства стал так называемый подход “точно вовремя” (Just-In-Time — JIT). Он был предложен в Японии и заключается в едином комплексе мероприятий: в условиях крупномасштабного производства и минимальных товарно-материальных запасов обеспечивается поступление всех деталей и комплектующих в цех именно в тот момент, когда в них возникает потребность. Данный подход — в совокупности со всеобщим контролем качества (Total Quality Control — TQC), цель которого заключается в устранении любых причин появления производственных дефектов, — и в наше время представляет основу основ производственной практики промышленных предприятий.
Конечно, японские производственники не были первыми, кто разработал глубоко интегрированную, эффективную производственную систему. Еще в 1913 году Генри Форд создал конвейер для производства автомобилей модели Т. Генри Форд разработал такую систему производства автомобилей, которая ограничивалась лишь возможностями рабочей силы и существующей технологии. Качество стало критической предпосылкой для Г. Форда: конвейер не мог функционировать устойчиво на большой скорости без качественных компонентов. Своевременная доставка также стала критической проблемой для Г. Форда: желание заставить рабочих и машины работать с полной отдачей трудно согласовывалось с планированием потока материалов. Тем не менее продукт, процессы, материал, логистика и рабочая сила были надлежащим образом интегрированы и сбалансированы в процессе разработки и эксплуатации завода.
В конце 1970-х - начале 1980-х годов аналитики Гарвардской школы бизнеса разработали так называемую парадигму производственной стратегии (Manufacturing Strategy Paradigm). Ее авторы профессоры Уильям Абернати, Ким Кларк, Роберт Хейз и Стивен Уилрайт. В основе их исследований лежали более ранние исследования Уикхэма Скиннера. Эти ученые сосредоточили свое внимание на том, как руководству промышленных компаний использовать производственные мощности своих фабрик и заводов в качестве стратегического оружия в конкурентной борьбе. Основой их теории стали понятия фокусировки производства и поиска компромиссов. Ученые высказали идею, что никакая фабрика или завод не смогут добиться максимально высоких производственных показателей одновременно по всем направлениям, поэтому руководству необходимо разрабатывать четко направленную, сфокусированную стратегию, цель которой — создание компании, которая предельно успешно выполняла бы ограниченный набор задач. Такой подход означает, что в процессе создания и управления компанией необходимо идти на компромиссы и принимать альтернативные решения относительно того, какие именно показатели эффективности производства (низкие издержки производства, высокое качество продукции и высокая степень гибкости) важнее всего для данной компании. Похоже, Генри Форд реализовал эту идею на шестьдесят лет раньше профессоров Гарварда.
Одной из наиболее значительных инноваций в сфере операционного менеджмента, как и в практике управления в целом, несомненно, стало всеобщее управление качеством (TQM). Этот подход широко применялся многими компаниями уже в 1980-х годах, но наибольший размах приобрел в 1990-х. Он заключается в том, что до сведения всех ответственных за производство специалистов доводятся критерии качества, разработанные экспертами по вопросам качества: У. Эдвардсом Демингом, Джозефом М. Джураном и Филиппом Кросби. Интересно, что эти экономисты в 1930-х годах были учениками Шухарта, Доджа и Ромига, таким образом, два поколения ученых завоевали признание в сфере управления качеством. Для стимулирования деятельности по повышению качества в 1986 году Американское общество контроля качества (American Society of Quality Control) и Национальный институт стандартов и технологии (National Institute of Standards and Technology) учредили Национальную премию Болдриджа за качество (Baldrige National Quality Award). Ежегодно этой премией за выдающиеся достижения в разработке и эксплуатации систем управления качеством награждаются примерно пять американских компаний.
Важную роль в разработке международных стандартов качества в наши дни играют стандарты серии ISO 9000, разработанные Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization). Многие европейские компании при заключении контрактов требуют от своих поставщиков, чтобы их продукция полностью соответствовала этим стандартам.
Глобальный экономический спад 1990-х годов привел к тому, что для поддержания своей способности выживать в жестокой конкурентной борьбе компаниям пришлось внедрять различные нововведения, направленные на совершенствование процессов управления производством. Основная идея реинжиниринга бизнес-процесса отображена в заголовке известной статьи Майкла Хаммера “Модернизация: не автоматизировать, устарело”. Данный подход основан на революционных, а не эволюционных изменениях (защитниками последних выступают сторонники подхода TQM). Его характерная особенность заключается в том, что все стадии бизнес-процесса компании рассматриваются и анализируются в принципиально новом русле: за этим анализом следует исключение стадий, не добавляющих ценность, а затем полная компьютеризация оставшихся стадий для достижения намеченных результатов.
Вообще-то Хаммер не был первооткрывателем необходимости устранения стадий, не добавляющих ценности, и проведения реинжиниринга. В начале 1900-х годов Фредерик В. Тейлор разработал принципы научного анализа затрат ручного труда для удаления потерь рабочего времени. Немного позже Френк и Лиллиан Гилбреты использовали новую технологию — кинематограф — для анализа затрат времени таких разнородных операций, как кладка кирпича и хирургическая операция. Многие предложенные этой супружеской парой инновации, такие как анализ движений и кинематографические исследования, широко используются по сей день.
Основная идея управления цепью поставок — применение общесистемного подхода к управлению потоками информации, материалов и услуг, идущим от поставщиков сырья к заводам, фабрикам и складам, а от них — к конечному потребителю. Последние нововведения, такие как массовое производство по индивидуальным заказам (кастомизация), и широкое использование компаниями аутсорсинга, вынуждают компании находить новые гибкие методы для удовлетворения потребительского спроса. В центре внимания лежит оптимизация ключевых видов деятельности компании для достижения максимально быстрой ее реакции на изменение ожиданий своих потребителей.
В конце 1990-х годов к потрясающим результатам привело стремительно развитие глобальной сети World Wide Web и Интернета. Термин “электронная коммерция” относится именно к тем компаниям, которые в качестве основного инструмента своей деятельности используют Интернет. Интернет разработан на основе правительственной электронной сети ARPANET, созданной в 1969 году Министерством обороны США. Использование Web-страниц и механизмов интерактивного поиска в корне изменило способы сбора информации, совершения покупок и связи. Интернет изменил способ, с помощью которого операционные менеджеры координируют и выполняют производственные и дистрибутивные функции.