История развития операционного менеджмента

В таблице 1.3 представлен краткий обзор истории развития операционного ме­неджмента. В этом разделе мы не ставили цель описать все подробности становле­ния операционного менеджмента; чтобы это сделать, потребовалось бы изложить всю Индустриальную революцию. Акцент скорее сделан на основных операцион­ных концепциях, которые стали популярными с 1980-х годов. В некоторых местах было уместно обратить внимание на то, как новая идея согласуется с предшеству­ющей, более старой. Но пусть не создается впечатление, что мы пытаемся пере­оценить открытия прошлого.

Таблица 1.3 – Хронология развития операционного менеджмента

Годы XX века Концепция Методы и инструменты Авторство
1910-е Научная организация управления Хронометрирование и анализ рабочего времени Фредерик У. Тейлор (США)
Промышленная психология Изучение трудовых движений Фрэнк и Лилиан Гилбреты (США)
Конвейерное производство Графики отображения ожидаемых и реальных показателей деятельности Генри Форд и Генри Л. Гантт (США)
Экономическое обоснование размера партии Экономичный размер заказа (Economic Order Quantity — EOQ) Ф.У. Харрис (США)
1930-е Контроль качества Выборочный контроль качества и карты статистического контроля качества Уолтер Шухарт, Х.Ф. Додж, Х.Г. Ромиг (США)
Хоторнские иссле­дования рабочей мотивации Выборочный анализ рабочих заданий Элтон Мэйо (США), JI.X.C. Типпетт (Великобритания)
1940-е Междисципли­нарные подходы к сложным системным проблемам Симплексный метод и линейное программирование Группы исследователей операций (Великобритания) и Джордж Б. Данциг (США)
1950 – 1960-е Крупномасштаб­ные разработки методов исследова­ния операций Моделирование производст­венной деятельности, теория очередей, теория принятия решений, математическое программирование, методы сетевого планирования проектов PERT и СРМ Многочисленные исследо­ватели в США и Западной Европе
1970-е Широкомасштаб­ное использование компьютерной техники в бизнесе Графики закупок, управление запасами, прогнозирование, управление проектами, плани­рование потребностей в матери­алах (MRP) Лидеры производства компью­терной техники, в частности IBM. Создатели MRP-системы Джозеф Орлики и Оливер Уайт (США)
Качество и производитель­ность услуг Методы массового производства в сфере обслуживания Рестораны McDonald’s
1980-е Парадигма производственной стратегии JIT, TQC и авто­матизация произ­водства Производство как средство кон­курентной борьбы Канбан, Poka-yokes, С1М, FMS, CAD/CAM, роботы и т.д. Гарвардская школа бизнеса (США) Тайити Оно из компании Toyota Motors (Япония), У.Э. Деминг и Дж. М. Юран (США) и исследователи в различных инженерных науках (США, Германия, Япония)
Синхронное про­изводство Анализ узких мест, ОРТ, теория ограничений Эльяху М. Голдратт (Израиль)
1990-е Всеобщее управление качеством Премия Болдриджа, регистрация стандарта ISO 9000, структурирование качества по функциям, стоимостное и совместное проектирование, модель непрерывных улучшений Американское общество контроля качества, Нацио­нальный институт стандартов и технологии (США), Международная организация стандартизации (Европа)
Реинжиниринг бизнес-процесса Модель радикальных изменений Майкл Хаммер и крупные кон­салтинговые фирмы (США)
Электронное предприятие Интернет, World Wide Web Правительство США, корпорации Netscape Communications и Microsoft
Управление цепью поставок SAP R/3, программное обеспечение типа клиент/сервер SAP (Германия), Oracle (США)
2000-е Электронная торговля Интернет, World Wide Web Amazon, eBay, America Online, Yahoo!

 

В конце 1950-х и начале 1960-х годов ученые начали заниматься непосред­ственно задачами операционного менеджмента как самостоятельной наукой, отличной от инженерных разработок или исследования операций. Такие уче­ные, как Эдвард Бауман, Роберт Феттер в труде Анализ производственного и опе­рационного менеджмента (Analysis for Production and Operational Management, 1957) и Элвуд С. Баффа в работе Современный производственный менеджмент(Modern Production Management, 1961), обратили внимание на общность проблем, которые приходится решать в любых производственных системах, и подчеркивали огром­ную важность отношения к производственным операциям как к элементам сис­темы. Они также указали на огромную пользу практического применения теории очередей, моделирования операций и линейного программирования (вопросы, впоследствии ставшие типичными темами операционного менеджмента). Уже в первом издании данной книги, выпущенном в 1973 году, ее авторы Ричард Чейз и Николас Аквилано, подчеркивали необходимость “вернуть науку управления в лоно операционного менеджмента”. В 1997 году к нам присоединился Боб Джейкобс.

В 1980-х годах в философии менеджмента и методов производства произошла настоящая революция, и основой истинного прорыва в сфере философии про­изводства стал так называемый подход “точно вовремя” (Just-In-Time — JIT). Он был предложен в Японии и заключается в едином комплексе мероприятий: в ус­ловиях крупномасштабного производства и минимальных товарно-материальных запасов обеспечивается поступление всех деталей и комплектующих в цех именно в тот момент, когда в них возникает потребность. Данный подход — в совокупнос­ти со всеобщим контролем качества (Total Quality Control — TQC), цель которого заключается в устранении любых причин появления производственных дефек­тов, — и в наше время представляет основу основ производственной практики промышленных предприятий.

Конечно, японские производственники не были первыми, кто разработал глу­боко интегрированную, эффективную производственную систему. Еще в 1913 году Генри Форд создал конвейер для производства автомобилей модели Т. Генри Форд разработал такую систему производства автомобилей, которая ограничивалась лишь возможностями рабочей силы и существующей технологии. Качество ста­ло критической предпосылкой для Г. Форда: конвейер не мог функционировать устойчиво на большой скорости без качественных компонентов. Своевременная доставка также стала критической проблемой для Г. Форда: желание заставить ра­бочих и машины работать с полной отдачей трудно согласовывалось с планиро­ванием потока материалов. Тем не менее продукт, процессы, материал, логистика и рабочая сила были надлежащим образом интегрированы и сбалансированы в процессе разработки и эксплуатации завода.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов аналитики Гарвардской школы биз­неса разработали так называемую парадигму производственной стратегии (Manufacturing Strategy Paradigm). Ее авторы профессоры Уильям Абернати, Ким Кларк, Роберт Хейз и Стивен Уилрайт. В основе их исследований лежали более ранние исследования Уикхэма Скиннера. Эти ученые сосредоточили свое внима­ние на том, как руководству промышленных компаний использовать производс­твенные мощности своих фабрик и заводов в качестве стратегического оружия в конкурентной борьбе. Основой их теории стали понятия фокусировки производст­ва и поиска компромиссов. Ученые высказали идею, что никакая фабрика или завод не смогут добиться максимально высоких производственных показателей одновременно по всем направлениям, поэтому руководству необходимо разраба­тывать четко направленную, сфокусированную стратегию, цель которой — созда­ние компании, которая предельно успешно выполняла бы ограниченный набор задач. Такой подход означает, что в процессе создания и управления компанией необходимо идти на компромиссы и принимать альтернативные решения относи­тельно того, какие именно показатели эффективности производства (низкие из­держки производства, высокое качество продукции и высокая степень гибкости) важнее всего для данной компании. Похоже, Генри Форд реализовал эту идею на шестьдесят лет раньше профессоров Гарварда.

Одной из наиболее значительных инноваций в сфере операционного менедж­мента, как и в практике управления в целом, несомненно, стало всеобщее управ­ление качеством (TQM). Этот подход широко применялся многими компаниями уже в 1980-х годах, но наибольший размах приобрел в 1990-х. Он заключается в том, что до сведения всех ответственных за производство специалистов доводятся кри­терии качества, разработанные экспертами по вопросам качества: У. Эдвардсом Демингом, Джозефом М. Джураном и Филиппом Кросби. Интересно, что эти экономисты в 1930-х годах были учениками Шухарта, Доджа и Ромига, таким образом, два поколения ученых завоевали признание в сфере управления ка­чеством. Для стимулирования деятельности по повышению качества в 1986 году Американское общество контроля качества (American Society of Quality Control) и Национальный институт стандартов и технологии (National Institute of Standards and Technology) учредили Национальную премию Болдриджа за качество (Baldrige National Quality Award). Ежегодно этой премией за выдающиеся достижения в раз­работке и эксплуатации систем управления качеством награждаются примерно пять американских компаний.

Важную роль в разработке международных стандартов качества в наши дни играют стандарты серии ISO 9000, разработанные Международной организацией по стандартизации (International Organization for Stan­dardization). Многие европейские компании при заключении контрак­тов требуют от своих поставщиков, чтобы их продукция полностью соответство­вала этим стандартам.

Глобальный экономический спад 1990-х годов привел к тому, что для поддер­жания своей способности выживать в жестокой конкурентной борьбе компа­ниям пришлось внедрять различные нововведения, направленные на совершен­ствование процессов управления производством. Основная идея реинжинирин­га бизнес-процесса отображена в заголовке известной статьи Майкла Хаммера “Модернизация: не автоматизировать, устарело”. Данный подход основан на революционных, а не эволюционных изменениях (защитниками последних вы­ступают сторонники подхода TQM). Его характерная особенность заключается в том, что все стадии бизнес-процесса компании рассматриваются и анализируют­ся в принципиально новом русле: за этим анализом следует исключение стадий, не добавляющих ценность, а затем полная компьютеризация оставшихся стадий для достижения намеченных результатов.

Вообще-то Хаммер не был первооткрывателем необходимости устранения ста­дий, не добавляющих ценности, и проведения реинжиниринга. В начале 1900-х го­дов Фредерик В. Тейлор разработал принципы научного анализа затрат ручного труда для удаления потерь рабочего времени. Немного позже Френк и Лиллиан Гилбреты использовали новую технологию — кинематограф — для анализа за­трат времени таких разнородных операций, как кладка кирпича и хирургическая операция. Многие предложенные этой супружеской парой инновации, такие как анализ движений и кинематографические исследования, широко используются по сей день.

Основная идея управления цепью поставок — применение общесистемного подхода к управлению потоками информации, материалов и услуг, идущим от поставщиков сырья к заводам, фабрикам и складам, а от них — к конечному пот­ребителю. Последние нововведения, такие как массовое производство по индиви­дуальным заказам (кастомизация), и широкое использование компаниями аутсор­синга, вынуждают компании находить новые гибкие методы для удовлетворения потребительского спроса. В центре внимания лежит оптимизация ключевых ви­дов деятельности компании для достижения максимально быстрой ее реакции на изменение ожиданий своих потребителей.

В конце 1990-х годов к потрясающим результатам привело стремительно развитие глобальной сети World Wide Web и Интернета. Термин “электронная коммерция” относится именно к тем компаниям, которые в качестве основ­ного инструмента своей деятельности используют Интернет. Интернет разра­ботан на основе правительственной электронной сети ARPANET, созданной в 1969 году Министерством обороны США. Использование Web-страниц и меха­низмов интерактивного поиска в корне изменило способы сбора информации, совершения покупок и связи. Интернет изменил способ, с помощью которого операционные менеджеры координируют и выполняют производственные и дистрибутивные функции.