Современное развитие менеджмента

Ключевыми моментами современной систе­мы взглядов на менеджмент, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов ряда крупных ученых и определяю­щих стержень мышления основной массы исследователей, практиков - управленцев и экономистов, являются следующие прин­ципиальные положения.

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной органи­зацией производства продукции, снижением издержек и т.д., т.е. воздействием управления на внутренние факторы производ­ства. Вместо этого первостепенное значение придается пробле­мам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Изменения внешней среды являются совокупностью пе­ременных, которые находятся за пределами предприятия и, сле­довательно, вне сферы непосредственного влияния со стороны его менеджеров. Такими внешними факторами являются взаи­модействующие с данным предприятием организации и отдель­ные люди: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, торговые организации, правительственные органы и др. Эта группа внешних факторов имеет прямое воздействие на деятельность предприятия. Кроме того, существуют переменные внешней среды так называемого косвенного воздействия на деятельность пред­приятия. Это факторы и условия внешней среды, которые не имеют четкой связи с предприятием и не оказывают на его дея­тельность прямого воздействия, но их влияние есть и оно долж­но быть учтено при принятии менеджерами важных, стратеги­ческих решений в деятельности организации. Такими факторами являются: политика; экономика региона, страны, а иногда и мира; социальные факторы; право; физико-географические ус­ловия; технология и техническое развитие; экологические фак­торы. Значение факторов внешней среды значительно повыша­ется в связи с увеличением сложности всей системы обществен­ных отношений. Особенно важно учитывать их влияние при оп­ределении стратегии и тактики организации на длительную пер­спективу (на долгосрочный период).

2. Использование в управлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве ее составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия. Это позволяет рассматривать организацию как открытую систему. Организация как открытая система обладает определенными чертами и характеристиками. Такая система состоит из некото­рого количества связанных между собой частей, называемых элементами или компонентами. Связь компонентов системы зак­реплена в структуре. Любые изменения в каждом элементе или выход его из системы воздействуют на другие элементы и на систему в целом. Каждая система обладает индивидуальными свойствами, отличающими ее от других систем и явлений, не входящих в данную систему. Эти свойства проявляются только в результате взаимодействия компонентов данной системы как еди­ного целого. Окружающая среда, т.е. субъекты и явления, не яв­ляющиеся частью системы, существенно влияют на нее.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воз­действием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Сюда относятся: структура предприя­тия, его ресурсы, его культура. Важная роль отводится людям, их знаниям, способностям, искусству взаимодействия. Следует учи­тывать, что, несмотря на то, что внутренние факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым кон­тролем менеджмента, т.к. деятельность организации зависит от ресурсов, энергии и информации, поступающих извне.

3. Использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу все явления и изменения, происходящие внутри предприятия являются ответом на различные внутренние и внешние воздей­ствия. Основой этого принципа является учет воздействия на управление, на характер принимаемых решений ситуации, сло­жившейся на данный момент. Под ситуацией понимается конк­ретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации или ее элемента в данный пери­од времени. Отсюда вытекает признание важности специфичес­ких приемов выделения наиболее существенных на данный мо­мент факторов и методов воздействия на них для эффектного достижения цели.

4. Призна­ние социальной ответственности менеджмента. Новая роль чело­века как ключевого ресурса потребовала от менеджера усилий, направленных на реализацию потенциальных возможностей каж­дого работника. Отсюда необходимость внимания к таким фак­торам, как наличие у всех работающих общих целей, непосред­ственное участие работников в выработке путей достижения це­лей, заинтересованность в достижении высоких общих результа­тов деятельности, участие работающих в прибылях, собственно­сти, управлении. Большое внимание в современном менеджмен­те уделяется лидерству. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат, мощь которого основы­вается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Задача менеджмента использование и наращивание когнитариата, имеющего доступ к информации и наделенного вы­сокой культурой.

Когнитариат рассматривается не только как один из эконо­мических факторов производства, но и в основном как ключе­вой ресурс, эффективное использование которого становится центральной задачей современного менеджмента.

2.4 Современные теории управления