Законодательная власть.

Высший законодательный орган состоит из Президента Республики и двух палат.

Раджия Сабха (Совет Штатов), 250 мест.

Лок Сабха (Народная Палата), 550 мест, это нижняя палата.

 

Выборы в Совет Штатов косвенные. 238 членов совета избираются по системе пропорционального представительства законодательными органами штатов сроком на 6 лет с ротацией трети состава каждые 2 года. Остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц с большим практическим опытом и особыми заслугами в литературе, науке, искусстве, общественной деятельности. Ст. 80 конституции.

Выборные места в Совете Штатов распределяются межу субъектами федерации на основе примерной пропорции численности населения, но с преимуществом для малочисленных штатов. Согласно этим пропорциям, штаты представляют от 1 до 34 депутатов. 1 депутат от Гоа, 34 от Утарпрадуш. См. Приложение 4 к конституции.

Формально руководит заседаниями Совета Штатов вице-президент, избирается на совместном собрании парламента. Но фактически руководство осуществляет заместитель председателя палаты. Избирается её членами из своей среды.

 

Народная Палата. 530 членов избираются от штатов на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства 1 раз в 5 лет. Остальные 20 членов избираются от союзных территорий (одна из форм наряду со штатами и столичным округом). Ст. 81 конституции.

Т.к. согласно доктрине английского права Парламент может принимать к рассмотрению любой вопрос, полномочия индийского Парламента в конституции обозначены нечётко. Можно судить об основных функциях: законотворчество и закон над правительством (например, в форме вынесения вотума недоверия).

Может быть распущена досрочно (в отличие от Совета Штатов). Роспуск осуществляет президент по требованию Правительства с назначением даты новых выборов. На практике процедура часто применяется (в последнее время) в связи с распадом правительственных коалиций.

 

Интересный момент – впервые пост премьер-министра занял не индус: ситх. А президент – женщина.

 

Особенности законодательного процесса.

Кворум в каждой из палат составляет 1/10 состава. Законопроект проходит в каждой из палат 3 чтения, после чего направляется президенту.

Если во второй палате проект подвергся изменениям, то он снова возвращается в палату, принявшую его первой. Т.е. законодательный процесс может начинаться каждой из палат. И применяется принцип челнока.

Если палата согласна, билль считается принятым обеими палатами и передаётся на подпись президенту.

В случае длительного несогласия между палатами палаты идут на переговоры, а при недостижении соглашения голосуют по законопроекту совместно. Поэтому перевес у нижней палаты.

Финансовые законопроекты рассматриваются в особом порядке. Принятый в нижней палате направляется в верхнюю палату, которая обязана рассмотреть её в течение 14 дней и возвратить её со своими рекомендациями, которые не носят обязательного характера.