Билет 40 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи с другими социальными институтами: задачи, принципы, этапы и формы организации взаимодействия.

Задачи:

1. Определить сущность социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне, принципы и пути ее совершенствования.

2. Спроектировать и экспериментально апробировать муниципальную межинституциональную модель социально-воспитательной деятельности.

3. Разработать практические рекомендации по педагогическому обеспечению межинституционального взаимодействия в социально-воспитательной работе с населением на муниципальном уровне.

Методологической основой исследования явилась совокупность философских концепций, положений о социально-исторической обусловленности процессов воспитания и развития личности, активной роли среды в личностном развитии, усиливающейся по мере взросления личности, ее вхождения в систему семейных, общественных, товарищеских и других отношений; положения системного подхода к изучению социальных явлений, общей теории социального управления, а также социально-педагогические идеи межинституционального подхода к деятельности учреждений различных ведомств.

Этапы

Исследование проводилось в течение семи лет и включало три этапа.

На первом этапе (1992-1994 гг.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные источники, передовой и массовый педагогический опыт г.Ставрополя, Ставропольского края, г.Москвы, Московской области и других регионов России по проблемам социально-воспитательной деятельности, решались кадровые вопросы, уточнялось состояние проблемы, отрабатывались отдельные элементы воспитательной работы и формы организации местного самоуправления.

На втором этапе (1994-1996 гг.) разрабатывалась теоретическая модель социально-воспитательной работы институтов социальной сферы на муниципальном уровне; реализовывалась экспериментальная программа "Дети-семья-школа-микрорайон". Отрабатывались инструктивно-методические документы, регулирующие совместную социально-воспитательную, организационную, финансовую деятельность различных учреждений, задействованных в эксперименте.

На третьем этапе (1996-1999 гг.) осуществлялись анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы и проведенного исследования, проводилась корректировка вариантов муниципальной модели, педагогического обеспечения деятельности межинституциональных социальных служб, учреждений района. Разрабатывались практические рекомендации по решению проблем социально-воспитательной деятельности различных социальной сферы района, уточнению их функций в новых условиях. Одновременно осуществлялось осмысление полученных результатов и оформление диссертации.

Принципыорганизации информационно-рекламных кампаний по поиску кандидатов. Основные методы исследования семьи кандидатов. Объективные и субъективные ограничения к созданию замещающей семьи. Мотивация создания замещающей семьи. Подготовка заключения о возможности создания замещающей семьи. Программа подготовки замещающих семей: правовые, социальные, медицинские и психологические аспекты. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающей семьи. Стандарты положения детей в замещающих семьях. Критерии и показатели, отражающие состояние положения детей в замещающих семьях. Мониторинг положения детей в замещающих семьях: понятие, задачи и принципы проведения. Этапы проведения мониторинга: сбор и обработка информации о воспитании детей и жизнедеятельности замещающих семей; анализ состояния воспитания, ухода и соблюдения законных прав и интересов детей в замещающих семьях; заключение по результатам анализа; разработка программы социально-педагогического сопровождения замещающей семьи.