Влияние информационных технологий на развитие реинжиниринга бизнес-процессов

Одна из причин развития реинжиниринга бизнес-процессов как стратегического инструмента – это повышение роли информационных технологий практически в каждой сфере деятельности организации, а также увеличение потенциала этих технологий. Современные информационные технологии дают возможность работать по-новому, а следовательно, порождают новый подход к проектированию процессов. Они позволяют:

· автоматизировать существующий процесс, т. е. новая информационная технология используется в этом случае для автоматизации процесса, а не для его изменения;

· использовать компьютеры как инструмент проведения расчетов, анализа, т. е. для автоматизации интеллектуального труда;

· полностью изменить технологический процесс обработки информации (вместо автоматизации этапов существующего процесса, например, можно изменить последовательность выполнения технологических шагов, внедрив сетевую обработку в реальном масштабе времени);

· исключить посредников (в технологическом процессе их может заменить прямая компьютерная связь, например виртуальные магазины в Internet);

· использовать новые технологии при требовании радикального, творческого изменения бизнес-процесса, а не просто проводить автоматизацию, т. е. в этом случае технология играет роль движущей силы преобразования бизнес-процесса, внедрения современных методов работы. Реинжиниринговая команда должна обладать знаниями о существующих технологиях и о том, каким образом можно использовать их для изменения бизнес-процессов.

Наиболее часто встречающимися способами использования информационных технологий в реинжиниринге бизнес-процессов являются:

· использование единых баз данных, что позволяет избавиться от определенных промежуточных этапов документооборота (например, финансовый отдел может поместить свою информацию в базу данных для совместного использования всеми подразделениями предприятия или поместить свой производственный график в базу данных, сделав его доступным для поставщиков);

· внедрение сетевых технологий, которые обеспечивают установление связи с удаленными пользователями (например, использование электронной почты дает возможность удаленному пользователю выполнять несколько этапов процесса, что, в свою очередь, способствует снижению загрузки офисных работников);

· внедрение экспертных систем, что способствует замене экспертов и узких специалистов неспециалистами и специалистами широкого профиля, уменьшая тем самым численность работников, занятых в процессе, и, следовательно, снижая число задержек и ошибок, возникающих в ходе взаимодействия между людьми;

· внедрение систем поддержки принятия решений, что позволяет, предоставляя информацию и инструменты для ее обработки, избавить менеджеров от принятия тактических решений, передаваемых их исполнителям, т. е. на более низкий уровень управления.

Таким образом, импульс для инжиниринга бизнес-процессов часто исходит из мира информационных технологий и развитие новых информационных технологий управления предполагает расширение сфер приложения инструментов реинжиниринга.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Дайте понятие бизнес-процесса и бизнес-операции.
  2. В чем суть инжиниринга бизнес-процессов?
  3. Что такое реинжиниринг бизнес-процессов?
  4. Почему информационные технологии можно считать составной частью реинжиниринга?
  5. Дайте определение информационной технологии.
  6. Дайте определение автоматизированной информационной технологии (АИТ).
  7. Опишите свойства, структуру и классификацию автоматизированных информационных технологий.
  8. Что такое автоматизированное рабочее место (АРМ)? Каковы его отличительные особенности? Что входит в состав АРМ?
  9. Охарактеризуйте АРМ экономиста.
  10. Какие программные средства используются для создания АРМ экономиста?
  11. Если вы уже работаете, то какие программные средства используете в своей работе?
  12. Охарактеризуйте АРМ бухгалтера.
  13. Какие программные средства используются для создания АРМ бухгалтера?
  14. Охарактеризуйте АРМ руководителя.
  15. Какие программные средства используются для создания АРМ руководителя?
  16. Дайте характеристику внутреннему строению АИТ.
  17. Что такое локальная компьютерная сеть?
  18. Что такое глобальная компьютерная сеть?
  19. Дайте характеристику технологии WWW. Какие программные продукты используются при работе со «всемирной сетью»?
  20. Какова роль «всемирной паутины» в составе АРМ специалистов? Как вы считаете, можно ли обойтись без Internet на вашем предприятии?
  21. Какова роль электронной почты для современного специалиста? Какие программные продукты используются при работе с электронной почтой?
  22. Опишите порядок работы с электронной почтой (отправление, получение писем, формирование архивов, формирование рассылок).
  23. Что такое системы электронного документооборота? Приведите примеры электронного документооборота.
  24. Дайте характеристику интегрированному пакету Microsoft Office как наиболее распространенному инструменту автоматизации деловых процессов в офисе.