Влияние информационных технологий на развитие реинжиниринга бизнес-процессов
Одна из причин развития реинжиниринга бизнес-процессов как стратегического инструмента – это повышение роли информационных технологий практически в каждой сфере деятельности организации, а также увеличение потенциала этих технологий. Современные информационные технологии дают возможность работать по-новому, а следовательно, порождают новый подход к проектированию процессов. Они позволяют:
· автоматизировать существующий процесс, т. е. новая информационная технология используется в этом случае для автоматизации процесса, а не для его изменения;
· использовать компьютеры как инструмент проведения расчетов, анализа, т. е. для автоматизации интеллектуального труда;
· полностью изменить технологический процесс обработки информации (вместо автоматизации этапов существующего процесса, например, можно изменить последовательность выполнения технологических шагов, внедрив сетевую обработку в реальном масштабе времени);
· исключить посредников (в технологическом процессе их может заменить прямая компьютерная связь, например виртуальные магазины в Internet);
· использовать новые технологии при требовании радикального, творческого изменения бизнес-процесса, а не просто проводить автоматизацию, т. е. в этом случае технология играет роль движущей силы преобразования бизнес-процесса, внедрения современных методов работы. Реинжиниринговая команда должна обладать знаниями о существующих технологиях и о том, каким образом можно использовать их для изменения бизнес-процессов.
Наиболее часто встречающимися способами использования информационных технологий в реинжиниринге бизнес-процессов являются:
· использование единых баз данных, что позволяет избавиться от определенных промежуточных этапов документооборота (например, финансовый отдел может поместить свою информацию в базу данных для совместного использования всеми подразделениями предприятия или поместить свой производственный график в базу данных, сделав его доступным для поставщиков);
· внедрение сетевых технологий, которые обеспечивают установление связи с удаленными пользователями (например, использование электронной почты дает возможность удаленному пользователю выполнять несколько этапов процесса, что, в свою очередь, способствует снижению загрузки офисных работников);
· внедрение экспертных систем, что способствует замене экспертов и узких специалистов неспециалистами и специалистами широкого профиля, уменьшая тем самым численность работников, занятых в процессе, и, следовательно, снижая число задержек и ошибок, возникающих в ходе взаимодействия между людьми;
· внедрение систем поддержки принятия решений, что позволяет, предоставляя информацию и инструменты для ее обработки, избавить менеджеров от принятия тактических решений, передаваемых их исполнителям, т. е. на более низкий уровень управления.
Таким образом, импульс для инжиниринга бизнес-процессов часто исходит из мира информационных технологий и развитие новых информационных технологий управления предполагает расширение сфер приложения инструментов реинжиниринга.
Вопросы и задания для самопроверки
- Дайте понятие бизнес-процесса и бизнес-операции.
- В чем суть инжиниринга бизнес-процессов?
- Что такое реинжиниринг бизнес-процессов?
- Почему информационные технологии можно считать составной частью реинжиниринга?
- Дайте определение информационной технологии.
- Дайте определение автоматизированной информационной технологии (АИТ).
- Опишите свойства, структуру и классификацию автоматизированных информационных технологий.
- Что такое автоматизированное рабочее место (АРМ)? Каковы его отличительные особенности? Что входит в состав АРМ?
- Охарактеризуйте АРМ экономиста.
- Какие программные средства используются для создания АРМ экономиста?
- Если вы уже работаете, то какие программные средства используете в своей работе?
- Охарактеризуйте АРМ бухгалтера.
- Какие программные средства используются для создания АРМ бухгалтера?
- Охарактеризуйте АРМ руководителя.
- Какие программные средства используются для создания АРМ руководителя?
- Дайте характеристику внутреннему строению АИТ.
- Что такое локальная компьютерная сеть?
- Что такое глобальная компьютерная сеть?
- Дайте характеристику технологии WWW. Какие программные продукты используются при работе со «всемирной сетью»?
- Какова роль «всемирной паутины» в составе АРМ специалистов? Как вы считаете, можно ли обойтись без Internet на вашем предприятии?
- Какова роль электронной почты для современного специалиста? Какие программные продукты используются при работе с электронной почтой?
- Опишите порядок работы с электронной почтой (отправление, получение писем, формирование архивов, формирование рассылок).
- Что такое системы электронного документооборота? Приведите примеры электронного документооборота.
- Дайте характеристику интегрированному пакету Microsoft Office как наиболее распространенному инструменту автоматизации деловых процессов в офисе.