Виды регулирования финансового рынка.

Регулирование финансового рынка может осуществляться нескольким способами. Исходя из этого, на практике принято выделять следующие виды регулирования финансового рынка:

1. С точки зрения целей и способов регулирования деятельности участников финансового рынка страны:

· внешнее регулирование;

· внутреннее регулирование.

2. В зависимости от стороны, осуществляющей регулирование:

· государственное регулирование финансового рынка;

· регулирование со стороны профессиональных участников финансового рынка или саморегулирование рынка;

· общественное регулирование.

3. В зависимости от методов осуществления регулирования:

· Прямое или административное регулирование;

· Косвенное или экономическое регулирование.

Внешнее регулирование основывается на выполнении всех законодательных и нормативных актов страны, обеспечивающих нормальное функционирование всех институтов рынка.

Внутренне регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка собственных нормативных документах: уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях. Кроме того, если рассматривать на макроэкономическом уровне, то для данной страны внутренним регулированием будет выполнение всех законов и нормативов самого государства, а внешним – выполнение нормативных актов международного характера.

Как уже было сказано, можно выделить также и такие виды, как: государственное регулирование, саморегулирование и общественное регулирование. Государственное регулирование финансового рынка — это регулирование отношений, складывающихся на финансовом рынке, уполномоченными органами государственной власти. В частности, государственное регулирование финансового рынка в Казахстане осуществляют Аппарат Президента РК, Правительство,Министерство Финансов РК; Государственный комитет по антимонопольной политике; Министерство юстиции РК и другие.

Государственные органы регулирования стремятся к формированию всеми участниками рынка принципа саморегулирования путем передачи ряда полномочий непосредственно участнику. Но в то же время, государство оставляет за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции.

В свою очередь государственное регулирование может осуществляться в виде прямого вмешательства в его функционирование (административное регулирование) либо в виде мер по косвенному воздействию на рынок (экономическое регулирование).

Методами прямого регулирования являются издание нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности cy6ъектов финансового рынка; регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и осуществление контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников, фондовых бирж, а также организаций, осуществляющих котировку и техническое обеспечение торговли финансовыми инструментами, обращающимися на внебиржевом рынке; контроль за деятельностью профессиональных участников финансового рынка и применения соответствующих санкций за нарушение законодательства; выявление и принятие мер по привлечению к ответственности лиц, нарушающих законодательство на финансовом рынке, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников финансового рынка.

Косвенное регулирование финансового рынка осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги, к которым относятся налоговая политика государства; денежная политика; государственные капиталы; государственная собственность и ресурсы; внешнеэкономическая политика, а также внешнеполитическая деятельность государства.

В соответствии с законом “О рынке ценных бумаг” органы государственного регулирования призваны решать такие задачи, как установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрация выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии и контроль над соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников финансового рынка; создание системы защиты прав владельцев и контроля над соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками финансового рынка; запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без лицензий, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников финансового рынка.

В некоторых странах регулирование финансового рынка является преимущественной функцией государства, и лишь небольшую часть полномочий передают объединениям профессиональных участников финансового рынка, как, например, во Франции. В других - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующим организациям, а за государством сохраняются основные контрольные вопросы. Такая система сложилась, например, в Великобритании и Японии.

Саморегулирование - это регулирование финансового рынка со стороны объединений профессиональных участников рынка. Оно призвано осуществлять защиту интересов участников финансового рынка. Саморегулирование может включать в себе разработку обязательных правил осуществления профессиональной деятельности, осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на финансовом рынке и др.

Общественное регулирование также играет немаловажную роль. Оно представляет собой регулирование через общественное мнение.