ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА: ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА

В настоящее время в России статистическая работа по учету госсектора уже ведется, и эта работа лежит в русле основных международных стандартов. В частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 1999 г. №1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» определяет основную методическую линию оценки масштабов государственного сектора экономики. Однако в указанном документе не нашел отражения целый ряд тонких и неоднозначных вопросов, без решения которых процесс оперативного мониторинга развития государственного сектора сильно сдерживается. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1 от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» при формировании отчетных и прогнозных показателей госсектора в его состав входят следующие хозяйствующие субъекты:

1) государственные унитарные предприятия;

2) государственные учреждения;

3) акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50 процентов) находится в государственной собственности (федеральной или собственности субъектов Российской Федерации).

В основе такого определения лежит функционально-управленческий принцип, то есть идея о том, что в состав государственного сектора должны включаться только те хозяйственные объекты, функционирование и развитие которых полностью определяется и контролируется государством. Все прочие хозяйственные структуры по умолчанию включаются в состав негосударственного сектора экономики.

Подобная схема отнесения акционерных обществ к государственному сектору является в значительной мере условной, так как во многих случаях контрольный пакет акций составляет величину, значительно меньшую, чем 50%. Действительно, при сильном распылении акционерного капитала по держателям акций контрольный пакет иногда может составлять всего лишь 10-15%. Тем не менее, критерий, использованный в указанном Постановлении, является максимально корректным, так как не допускает конфликта между чисто юридической и экономической трактовками контрольного пакета акций.

При такой схеме учета и понимании госсектора как цельного экономического образования [6] все показатели о функционировании хозяйствующих субъектов государственного сектора (включая как затраты, так и результаты их производственной деятельности) полностью относятся к статье «государственный сектор экономики»; какое-либо разделение затратных и результирующих показателей какого-либо предприятия между государственным и негосударственным секторами считается не допустимым.

Следует иметь в виду, что при оценке масштабов государственного сектора все хозяйствующие субъекты госсектора подразделяются на две группы: 1) предприятия, располагающиеся на территории некоего субъекта федерации и находящиеся в федеральной собственности; 2) предприятия, располагающиеся на территории некоего субъекта федерации и находящиеся в собственности этого субъекта федерации.

В настоящее время имеется «Перечень конкретных показателей, характеризующих развитие государственного сектора экономики», разработанный Министерством экономики РФ и отраженный в Приложении к Приказу Минэкономики России №141 от 31 марта 1999 г. Данный перечень строится по функционально-отраслевому принципу, то есть в его состав входят статистические блоки как важнейших отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство и пр.), так и ключевых функциональных сфер экономики (труд, основные фонды, финансы и пр.).