Лекция 10
Качественные характеристики зубчатой передачи.
Коэффициент перекрытия
Рассмотрим процесс зацепления зуба шестерни с зубом колеса. В т. a вершина колеса касается ножки зуба шестерни. В т. b вершина того же зуба шестерни выходит из зацепления с ножкой зуба колеса (рис. 30).
При этом шестерня поворачивается на угол φγ, который называется углом перекрытия.
Коэффициентом перекрытия ε называется отношение угла перекрытия к угловому шагу τ.
Угол φγ соответствует дуге d1d2 основной окружности, которая по построению эвольвенты равна длине практической линии зацепления ab.
Угловой шаг – это центральный угол между осями симметрий соседних зубьев
,
где Pw – шаг зацепления по начальной окружности
rw – радиус начальной окружности
Таким образом, торцовый коэффициент перекрытия (на рис. 30 представлено торцевое сечение передачи) вычисляется так:
Рис. 30
Из геометрии зубчатого зацепления (рис. 30) следует:
,
где – углы при вершинах зубьев шестерни () и колеса ().
Коэффициент торцового перекрытия в прямозубой передаче должен быть больше 1,0, т.к. в противном случае, когда одна пара зубьев выйдет из зацепления, другая пара ещё не войдёт в зацепление и произойдет перерыв в контакте зубьев, сопровождаемый ударным приложением усилия в зацеплении.
Для косозубых зацеплений, зубья которых входят в контакт не одновременно всей боковой поверхностью, как прямозубые, а постепенно, рассматривается суммарный коэффициент перекрытия.
,
где – коэффициент осевого перекрытия
где px – осевой шаг
Для косозубых и шевронных колес торцовый коэффициент перекрытия εα может быть меньше 1,0.
Скорость скольжения зубьев. Коэффициент удельного скольжения.
Рассматриваемые характеристики необходимы при расчете зубьев на износостойкость, а также при оценке затрат мощности на трение.
Рассмотрим относительное и абсолютное движение т. K контакта боковых поверхностей зубьев шестерни и колеса (рис. 31).
– абсолютные скорости т. K .
По основному закону зацепления проекции векторов этих скоростей на линию зацепления должны быть равны.
– проекции векторов на касательную к боковым поверхностям зубьев (перпендикуляр к линии зацепления).
где – радиусы кривизны эвольвент боковых поверхностей зубьев в точке контакта K.
Скорости скольжения профилей зубьев
.
На основании полученной зависимости можно построить график (рис.32) и определить значения скорости скольжения в любой точке практической линии зацепления ab.
Коэффициенты удельного скольжения:
В полюсе зацепления P (рис. 31):
В т. A ρ1=0, λ12=−∞; λ21=1,0
В т. B ρ2=0, λ 12=1,0; λ 21=−∞
В остальных точках линии зацепления значения ν12 и ν21 можно определить, измерив радиусы кривизны ρ1 и ρ2.
По результатам расчетов строится графическая зависимость (рис. 33).
Рис. 31
Рис. 32
Рис. 33
Библиографический список.
1. Артоболевский.И.И. Теория механизмов и машин/ И.И..Артоболевский. М.: Наука, 1988.
2. Юдин.В.А Теория механизмов и машин/ В.А. Юдин, Л.В. Петрокас. М.: Высшая школа, 1977.
3. Соколовкий_В.И. Кинематический анализ и синтез механизмов/ В.И..Соколовский. Свердловск, УПИ 1979.
4. Соколовкий_В.И Динамический анализ и синтез механизмов/ В.И..Соколовский. Свердловск, УПИ 1979.
5. Попов_С.А. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин/ С.А. Попов. М.: Высшая школа, 1986.
6. Теория механизмов и машин. Проектирование/ под редакцией Кульбачного О.И. М.: Высшая школа, 1970.
7. Крайнев_А.Ф. Словарь_–_справочник по механизмам/ А.Ф._Крайнев._ М.:_Машиностроение, 1987.
Учебное издание
Владимир Борисович Покровский
ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН. ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ЗУБЧАТЫЕ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
Корректор Н.П. Кубыщенко
Компьютерная верстка: А.А. Кухтина, К.А. Бабхановского
Подписано в печать 25.11.2004 Формат 60×84 1/16 Бумага типографическая Офсетная печать Усл. печ. л. 2,91 Уч.-изд. 2,2 Тираж Заказ Цена “C”
ООО «Издательство УМЦ УПИ»
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 17.