Организация воспитания в семье

Взрослые должны постоянно помнить, что ни один жест, слово, манера не проходит для ребенка и со временем отзовется на формировании его личности. Ребенок является как бы зеркалом семейных традиций и манер поведения. Организация воспитания в семье опирается на взаимовежливость. Если родители сами благодарят ребенка и друг друга за помощь или услугу, если не забывают и извиниться за причиненное, даже незначительное неудобство; если в семье принят спокойный доброжелательный тон, можно быть уверенным, что ребенок усвоит все это сам и станет поступать так же. Если же родители требуют от ребенка слов вежливости только в особо торжественных случаях, в основном в общении с чужими, ребенок, хотя узнает эти слова, будет престо стесняться их употреблять. Нецензурная брань родителей влечет за собой такое же обращение с окружающими их ребенка.

Постоянно упражнять детей в правильном поведении – это задача каждодневной организации воспитания в семье. Приучать к правилам гигиены, вежливости, к определенному режиму дня – значит добиваться, чтобы принятый в семье целесообразный порядок, режим повторялся изо дня в день. Даже единичное нарушение без особых на то уважительных причин нельзя оставить незамеченным, ибо оно уже тормозит развитие нужных привычек.

Организация воспитания в семье зависит от созданного режима который должен касаться следующих частностей: придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, одного и того же в рабочие и выходные дни; каждая вещь должна иметь свое место, и дети после работы или игры всегда должны наводить порядок в своей комнате; за столом каждый член семьи должен иметь свое место, не опаздывать к приему пищи и т. д.

При организации воспитания в семье у родителей должна присутствовать согласованность в выборе целей, методов воспитания, в проведении их в жизнь. Во многих семьях, например организация воспитания в семье страдает из-за отсутствия единства в требованиях. При разнобое требования начинают играть несвойственную им педагогическую роль, дезорганизовывать ребенка. Противоречия в требованиях взрослых вынуждают его приспосабливаться, хитрить, лгать или приводят к тому, что мальчик, девочка начинают пренебрегать вообще всеми требованиями. Все это приводит к краху использования даже самых передовых методов семейного воспитания.