Методы семейного воспитания в зарубежной педагогике

К простой истине гласящей, что правильно организовать воспитание детей в семье можно с помощью умелого применения научно обоснованных методов воздействия пришли специалисты, как в России, так и зарубежом. В зарубежной педагогике существует множество различных методов семейного воспитания: методы формирования сознания, поведения и деятельности, стимулирования и т.д. Многие зарубежные методы семейного воспитания перешли и в отечественную педагогическую науку. Остановимся на некоторых из них. Каждый родитель стремится привести ребенка к пониманию того, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Элементарные методы семейного воспитания, общие для человека и животных, изложены в замечательной книге американского дрессировщика и психолога Карен Прайор "Не рычите на собаку". Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Положительное подкрепление – это нечто приятное для воспитанника, совпадающее с какими-либо его действиями и ведущее к вероятности повторения этого действия. Уже имеющееся поведение, независимо от того, насколько оно случайно, с помощью положительного подкрепления можно усилить. Например, вы зовете щенка, он подходит к вам и вы его ласкаете. В дальнейшем такая реакция щенка на ваш зов станет все более надежней. Улыбки и похвала не годятся в качестве подкреплений, если тот, кому они адресованы, хочет вывести вас из себя. Подкрепление – это ведь что-то приятное, а в этом случае ему скорее будет приятно, если вы разозлитесь.

Незаслуженный куш, как метод семейного воспитания в зарубежной педагогике заключается в том, что ребенку дается награда, в десять раз превышающая обычное подкрепление и являющаяся для него сюрпризом. Вот что рассказывает Карин Прайор о себе:

"Когда мне было 13 лет, самым большим удовольствием для меня были уроки верховой езды. Конюшни, где я занималась, продавали билеты, каждый на 10 уроков.

По своим деньгам я могла позволить себе один билет в месяц. В то время я жила с отцом, Филиппом Уайли и мачехой Рикки; и хотя они относились ко мне очень хорошо, я вступила в один из тех периодов, когда беспрерывно целыми днями бываешь невыносимо грубым и противным. Однажды вечером супруги Уайли, которые были любящими и изобретательными родителями, сказали, что они ужасно устали от моего поведения и поэтому решили меня наградить. Они презентовали мне ослепительно новый дополнительный билет на верховую езду. Кто-то из них не поленился съездить на конюшни, чтобы купить его. Поразительно! Незаслуженная награда. Как мне помнится, я с ходу переменилась, и мачеха подтвердила мне это много лет спустя".

Все, что вызывает какую-либо поведенческую реакцию – это стимулы. Часто приходится слышать, как родители, надрываясь, зовут своего ребенка домой, а он не идет. Ребенок не виноват, родители его приучили к этому. По мнению многих европейских педагогов, разработавших зарубежные методы семейного воспитания, родители поощряют такое поведение ребенка тем, что не дают положительного подкрепления, когда он слушается. В то же время он чувствует возможность неповиновения. Что может быть стимулом, сигналом для ребенка? А в принципе, все что угодно. Но следует помнить, что нужно добиваться быстрой реакции на стимул, а потому и подкреплять только быстрые реакции, оставляя другие без внимания.