Модели антропогенеза.

1. Естественно-научная, эволюционистская (Ч.Дарвин). Человек возникает в результате восходящего развития гоминид – человекообразных обезьян, которые путем мутаций вырабатывают новые средства приспособления к окружающей среде. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные, сохраняют и передают наследственную информацию потомкам.

2. Трудовая, естественно-историческая (Ф.Энгельс). Особую роль в становлении человека играют труд и совместная деятельность. Для возникновения культуры и разума необходимо было сочетание ряда факторов: наличие высших животных, обладающих сложной психикой, зачатки у них орудийной деятельности и их стадное проживание. Эти факторы и инициирующие условия влекут качественные изменения психики и образа жизни предлюдей. Одновременно возникают труд, сознание и язык. Труд – создание при помощи орудий «второй природы».

3. Креационистская, религиозная. Согласно этим моделям человека создал Бог.

4. Космическая. Согласно данной модели возникновение жизни результата космического эксперимента.

3. Рассмотрение феномена общества начинается с рассмотрения взаимоотношения «человек-общество». Существуют 3 основных подхода:

1) Общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Индивид был поставлен в центр философии, общество стали понимать как сложенное из индивидов;

2) Общество первично, индивид вторичен. Приоритет не у отдельного человека, а у общества. Человек ключевое звено общественных отношений.

3) Стремление соединить достоинства 1 (индивидуалистической) и 2 (коллективистской) интерпретаций общества.

Общество отличается от природы:

1) Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей;

2) Смысл социальных действий людей определяется их ценностями.

Исторические интерпретации общества:

1) В античности общество понимали как воплощение идеи справедливости, необходимости построения справедливого общества.

2) В средние века понимание общества основывается на философии абсолютной личности, Бога.

3) Новое время: а) концепции равноправия членов общества и общественного договора, договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека, это признак гражданского общества; б) люди в обществе соединены общественным трудом, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к социализму.

4) Новейшие философские интерпретации общества основываются на работах М.Вебера. Понимание общества через интерпретацию социального действия. Социальное действие обладает смыслом. Природа общества – истолкование смысла социальных действий людей.