Западная социология в ХХ веке

С момента своего зарождения социология как самостоятельная наука начала развиваться по нескольким научным направлениям. Сначала это были научные школы, затем парадигмы. Структура социологического знания усложнялась. В первой половине XX века появились национальные научные школы: французская, немецкая, итальянская, английская, американская, российская.

На первом этапе становления социологии (XIX – начало XX веков) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е годы XX века центр социологических исследований смещается в США и 30–50-е годы XX века вошли в историю как «американский этап» в развитии социологии. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая, в основном, развивалась на инициативной основе. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов.

Современный этап развития социологии (с середины XX века по настоящее время) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой.

В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий, отработан широкий арсенал методов сбора и обработки социологической информации. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических направлений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:

1. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции О. Конта, Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней относятся, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

2. Смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию (М. Вебер). Среди современных теорий, соответствующих данному подходу называют символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель).

3. Сосредотачивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида. У истоков находился П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций является теория действия или теория обмена (Дж. Хоманс).

4. Марксистский подход по типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксисткой традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как первые три подхода рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.