Принцип сознательности и активности

Психолог Рубинштейн о сознательном усвоении знаний писал: «Когда мы говорим о сознательном усвоении знаний, мы имеем в виду такое усвоение, при котором именно результат усвоения является сознательной целью индивида, в отличие от тех случаев, когда усвоение знаний происходит в результате деятельности, исходящей из посторонних мотивов, как-то: получение награды, поощрения» (Основы общей психологии. Учпедгиз, 1946, с. 10).

Реализация этого принципа невозможна, если не развивать у ученика желание учиться. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. При отрицательном или нейтральном отношении к учению руководить мыслительной деятельностью учащихся почти невозможно. Поэтому учитель должен овладеть способами стимулирования положительного отношения учащихся к учению.

Такими стимулами являются: 1) содержание материала урока (его новизна, историзм знаний); 2) методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся; 3) стиль общения учителя с учащимися.

Ш.А. Амонашвили придает большое значение общению учителя с учащимися. Он даже сформулировал новый принцип обучения – принцип установления деловых отношений с детьми. Это понятие Ш.А. Амонашвили взял у советского педагога С.Т. Шацкого. Приведем полностью рассуждения Амонашвили об установлении деловых отношений с детьми.

«…Дело в том, что педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на свой вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется. Когда же мы спрашиваем друг друга, то мы спрашиваем только о том, чего мы не знаем…

В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя… Все эти вопросы, которые мы задаем своим ученикам, в конечном итоге создают неделовые отношения между учителем и учениками. Учитель делает целый ряд педагогических подходов, уловок, а ученики понимают его цели и стараются принять некоторое оборонительное положение…

Но как же поставить вопрос по-иному? Можно ли в вопросах и ответах создавать деловые отношения…? Если он хочет установить деловые отношения, то он должен спрашивать о том, чего не знает, что ему неизвестно в его работе с учениками. Ему неизвестны те затруднения, которые испытывались учеником, те сомнения, которые он переживал, те интересы, которые возбуждаются у ученика к работе, или то неприятное ощущение, которое связано у него с этой же работой. Таким образом, если учитель хочет спрашивать о чем-либо своих учеников, было бы вернее спрашивать их как раз о тех условиях, которые сопровождали работу учеников, т.е. спрашивать о затруднениях, сомнениях, интересах и т.д.

При таких условиях, я полагаю, можно было бы воспитать в ученике очень большой интерес к своим ответам, тогда он будет желать как можно чаще подвергаться таким вопросам со стороны учителя, ибо эти вопросы помогают ему работать… (4, 192-193).

…Деловые отношения между мною и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего учителя в деятельности на уроке…» (1, 140).