Билет 22 Система образования: понятие, общая характеристика. Принципы государственной образовательной политики.
Система образования —это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации существуют следующие образовательные программы:
— общеобразовательные (основные и дополнительные);
— профессиональные (основные и дополнительные).
К общеобразовательным относятся программы:
— дошкольного образования;
— начального общего образования;
— основного общего образования;
— среднего (полного) общего образования.
Эти программы призваны решать задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К профессиональным относятся программы:
— начального профессионального образования;
— среднего профессионального образования; >
— высшего профессионального образования;
— послевузовского профессионального образования.
Цели этих программ — последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовка специалистов соответствующей квалификации.
Государственная политика в области образованияосновывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский (нерелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.