Билет 22 Система образования: понятие, общая характеристика. Принципы государственной образовательной политики.

Система образования —это совокупность взаимодействую­щих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управле­ния образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

 

Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации существуют следующие образовательные программы:

общеобразовательные (основные и дополнительные);

профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

дошкольного образования;

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования.

Эти программы призваны решать задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создания ус­ловий для осознанного выбора и освоения профессиональных обра­зовательных программ.

К профессиональным относятся программы:

начального профессионального образования;

— среднего профессионального образования; >

— высшего профессионального образования;

— послевузовского профессионального образования.

Цели этих программ — последовательное повышение професси­онального и общеобразовательного уровней, подготовка специалис­тов соответствующей квалификации.

Государственная политика в области образованияосновывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловече­ских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­сти; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного прост­ранства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в усло­виях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образо­вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучающих­ся, воспитанников;

4) светский (нерелигиозный) характер образования в государст­венных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер уп­равления образованием; автономность образовательных учреждений.