Внешняя предпринимательская среда
Чтобы добиться хоть какого-нибудь успеха предприниматель должен учитывать не только свои возможности, но и как можно большее число факторов, воздействующих на него извне. Эти внешние факторы, с которыми предпринимателю приходится постоянно считаться, составляют внешнюю предпринимательскую среду. Существует эта среда объективно и действует на конкретного предпринимателя независимо от его желаний и желаний других предпринимателей. Единственное, что может сделать предприниматель – это тщательно отслеживать значения параметров внешней предпринимательской среды и учитывать (закладывать в план) их в своей деятельности, так как повлиять на них он всё равно не в состоянии.
К числу важнейших факторов внешней предпринимательской среды можно отнести следующие:
· экономическое положение в стране и регионах;
· политическая ситуация в стране, характеризующаяся уровнем стабильности общества и государства;
· правовая среда (законодательство), устанавливающее в стране права, обязанности и ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;
· степень развитости государственной поддержки предпринимательства;
· социально-экономическая обстановка в стране и в регионе (численность населения и его половозрастной состав, уровень потребления, платёжеспособность физических и юридических лиц, уровень безработицы и т.д.);
· степень развития культурной среды конкретной территории (уровень образования, открытость населения, число объектов культурной сферы на одного жителя, деловой рационализм населения и отношение к предпринимательству вообще и т.п.);
· состояние научно-технической и технологической среды в стране и регионе;
· наличие необходимых природных ресурсов, их физическая и правовая доступность, их количество;
· качество природно-климатической среды конкретной территории (особенности климата, расстояния до важных объектов, наличие удобных транспортных путей, горно-геологический характер местности и т.д.);
· отсутствие природных катаклизмов;
· степень институционально-организационного развития страны (количество и качество предпринимательских организаций, количество и качество различных организаций, обеспечивающих связь, поиск информации и заключение сделок, состояние кредитно-банковских организаций, доступность услуг государственных и муниципальных органов и т.д.).
Можно назвать и другие факторы внешней предпринимательской среды, но недоучёт вышеприведённых факторов рано или поздно приводит к провалу предпринимательского проекта.