Консультационное предпринимательство
Консалтинг, как теперь стали называть консультационную деятельность или консультационное предпринимательство, является деятельностью по предоставлению советов и помощи по вопросам управления и рационального использования капиталов, имущества, предприятий, денег и т.д., включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации. В развитых странах консалтинг – достаточно распространённая сфера деятельности, которая считается не менее важной для успешного ведения экономической деятельности, чем новое оборудование и технологии, квалифицированный персонал и т.п. В России консалтинг за 10-20 лет так и не стал важной сферой предпринимательства из-за невостребованности услуг консультантов.
Формы осуществления консалтинговых услуг могут быть самыми разными, Это могут быть разовые советы по поиску информации, выбору каких-то норм, сроков, людей, товаров и т.п. Но могут быть и достаточно крупные консалтинговые проекты, включающие в себя этапы:
· выявление проблемы (диагностика);
· поиск решений;
· выбор оптимального решения;
· тестирование оптимального решения;
· корректировка выбранного решения по результатам тестирования;
· реализация откорректированного решения;
· обучение персонала в связи с реализацией откорректированного решения;
· реструктуризация организации под откорректированное решение.
Соответственно сроки консалтинговых процедур могут продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев и лет.
Принято различать следующие формы консультирования:
· экспертное консультирование – это наиболее пассивная форма консультирования, при которой консультант самостоятельно проводит диагностику объекта, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению и сам сопровождает процесс внедрения; клиент при такой форме консультирования только обеспечивает консультанта информацией и доступом к объекту;
· процессное консультирование – это такая форма консультирования, при которой руководство и персонал фирмы-клиента активно взаимодействуют с консультантом (группой консультантов), предлагая свои решения и способы их реализации; при таком консультировании окончательное решение, как правило, является результатом совместного труда консультанта и персонала и потому энергично персоналом внедряется;
· обучающее консультирование – это такая форма консультирования, при которой консультант не погружается в специфику деятельности фирмы-клиента, а готовит почву для возникновения новых идей и решений; с этой целью консультанты проводят у клиента лекции, семинары, тренинги, разрабатывают учебные пособия и т.п., то есть представляют необходимую теоретическую и практическую информацию, на основании чего персонал клиента самостоятельно решает все возникшие проблемы.
На практике перечисленные формы консультирования в чистом виде встречаются редко. Как правило, в той или иной мере используются все три формы, нередко переходя от одной к другой по мере необходимости.
Консультационное предпринимательство охватывает несколько подсфер консалтинга:
· общее управление, администрирование, которое решает вопросы управления в масштабах всей организации, увязывая отдельные направления (рассмотрены ниже) в единое целое;
· финансовое управление, то есть управление финансовыми потоками в организации и за её пределами;
· управление кадрами, которое обычно включает в себя вопросы подбора, обучения, переобучения и увольнения работников, а также кадровое планирование;
· маркетинг, то есть исследование рынка и выбор товаров наиболее востребованных на рынке;
· информационные технологии управления, под которыми обычно понимают максимальное использование в организационных и управленческих процессах современной компьютерной техники;
· специализированные консалтинговые услуги, под которыми обычно понимаются консультации, касающиеся каких-либо очень узких или редко встречающихся вопросов.