Предпринимательство как явление и как процесс

 

В настоящее время сложилось два достаточно чётких подхода к предпринимательству: как к явлению и как к процессу. И тот и другой подходы имеют право на жизнь, так как объясняют сущность (наполнение) предпринимательства, хотя и с разных сторон.

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений, связанных с организацией предпринимателями своего дела по производству товаров или оказанию услуг и получению желаемых результатов в виде прибыли. Причём все эти отношения возникают объективно, как только конкретное лицо начинает предпринимательские действия. Очевидно, что при этом можно говорить об экономических, о финансовых, о социальных и иных отношениях, которые возникают у предпринимателей при взаимодействии друг с другом, с потребителями, с поставщиками, с собственными наёмными работниками, с различными субъектами рынка и, наконец, с государством и муниципалитетом. Соответственно можно говорить о предпринимательстве как об экономическом явлении (товарные отношения, спрос-предложение, конкуренция, цена и себестоимость и т.д.), о финансовом явлении (движение денежных средств, кредиты, процентные ставки, залоговые стоимости и т.д.), о социально-экономическом явлении (труд и занятость, заработная плата, обеспечение населения продуктами питания, потребительскими товарами и услугами, выполнение социальных заказов и т.д.).

Предпринимательство как процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий, которые осуществляются конкретным лицом, чтобы пройти весь путь от зарождения предпринимательской идеи до получения предпринимательской прибыли (по Й. Шумпетеру). Очевидно, что предпринимательство – это процесс создания новых товаров, услуг, работ и т.п., обладающих ценностью для потребителя; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс постоянного комбинирования факторов производства и эффективного использования доступных ресурсов. Причём эти процессы являются, как правило, непрерывными, постоянно возобновляемыми и трансформируемыми, поскольку предпринимателю приходится удовлетворять постоянно меняющиеся потребности окружающей среды. Эти процессы требуют больших затрат всех факторов производства, идут с переменным успехом, но в итоге приносят предпринимателю материальное и моральное удовлетворение. В итоге можно сказать, что предпринимательство представляет собой длинную последовательность процессов по поиску новых идей, их анализу с позиции потребности рынка и экономической выгоды, воплощению идей в новом предприятии, новой технологии, освоению производства новых продуктов, совершенствованию производственных процессов и, наконец, по получению прибыли.