Билет 21 Педагогическая деятельность, ее структура, специфические особенности
Характеристика педагогических способностей.
Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности.
В последнее время в психолого-педагогической литературе с некоторыми вариациями к педагогическим способностям относят такие: коммуникативные — способность к общению, сотрудничеству, кооперации;
дидактические — способность объяснять, передавать знания, обучать;
организаторские — способность включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
конструктивные — способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;
гностические — способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания;
прогностические — способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;
перцептивные — способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии;
экспрессивные — способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.
Структура педагогической деятельности.
Цель – формирование личности учащегося
Мотив – профессиональной и социальной позиции педагога
Способ – это совокупность методов обучения, воспитания и общения
Средства – Это индивидуальные и материальные объекты, которые способствуют выполнению деятельности(основные средства слово и речь)
Результат
Структура ПД
Цель
Мотив
Субъект Способ Объект в субъекте
Средство
Результат
Пед. процесс – взаимосвязь между
- деятельность педагога
- деятельность обучаемых