Билет 21 Педагогическая деятельность, ее структура, специфические особенности

Характеристика педагогических способностей.

Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности.

В последнее время в психолого-педагогической литературе с некоторыми вариациями к педагогическим способностям относят такие: коммуникативные — способность к общению, сотрудничеству, кооперации;

дидактические — способность объяснять, передавать знания, обучать;

организаторские — способность включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;

конструктивные — способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;

гностические — способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания;

прогностические — способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;

перцептивные — способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии;

экспрессивные — способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.

 

Структура педагогической деятельности.

Цель – формирование личности учащегося

Мотив – профессиональной и социальной позиции педагога

Способ – это совокупность методов обучения, воспитания и общения

Средства – Это индивидуальные и материальные объекты, которые способствуют выполнению деятельности(основные средства слово и речь)

Результат

Структура ПД

Цель

Мотив

Субъект Способ Объект в субъекте

Средство

Результат

Пед. процесс – взаимосвязь между

  • деятельность педагога
  • деятельность обучаемых