Введение

 

Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры. Особенности научного познания и его отличие от других форм познания мира. Наука и религия

Столько веков и тысячелетий, сколько будет существовать человеческая цивилизация, пытливый ум гомо сапиенса – человека разумного будет стремиться познавать вглубь и вширь окружающий мир. Именно открытиями и познаниями природы прирастает, обогащается человеческая культура.

Могут ли наука и религия дополнять друг друга знаниями об окружающем мире. Аристотель и Платон считали Землю живым существом, а извержение вулканов – результат ее рвоты. Каждая клетка человека – это микрохимический завод, выполняющий примерно 10000 химических функций. Каждая клетка содержит 1012 битов информации, что равно количеству букв в 10 млн. книг. Причем, каждая клетка независима и каждая из них – микровселенная.

В западной медицине различают 6 видов пульсов, в восточной – 360. В человеческом теле действуют сложнейшие системы контроля, регулирующие все функции тела. Например, система термостата, контролирующая температуру (жарко – поры открываются, холодно – сжимаются). Некоторые болезненные бактерии находятся в теле каждого человека, но они начинают действовать лишь тогда, когда человек находится в ослабленном состоянии. Одна из гарантий здоровья – чистая совесть. «Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости» (Кн. Притчей Соломона 17:22). Отдых дает наибольшую пользу, если он заполнен связью с Высшими силами, если он стремится нести добро всем людям.

Фундаментальный закон сохранения массы и энергии гласит, что сумма всей энергии Вселенной есть величина постоянная, лишь одна форма энергии переходит в другую. Иначе, не может быть ни создания, ни уничтожения энергии. Открыты принципы, позволяющие превращать электрическую энергию в звуковую и световую.

 

Что есть истина? Этот вопрос сформулирован тысячелетия тому назад, но до сих пор нет на него ответа. Обычно предполагается, что истинное представление полностью соответствует свершившемуся факту и мы абсолютно адекватно определяем человеческим сознанием событие или явление.

Научная деятельность возникла из требований практики, а также под влиянием любознательности. Эта деятельность всегда включала в себя наблюдательную (экспериментальную) и теоретическую части. При этом различные явления пытались объяснить интуитивно ясными терминами, взятыми из повседневности. Примером может служить понимание элементарных частиц как мельчайших частиц физической материи. Так, фотоны (кванты света) – это небольшая порция энергии электромагнитного излучения. Здесь характерен термин «волновая функция» квантовой теории, доставшейся ей от классической (доквантовой) физики. Но функция обычной макроскопической, видимой волны практически ничего общего не имеет с волновой функцией квантовой теории. Если первая зависит от трех координат и времени, то вторая является математической функцией, действующей в многомерном пространстве и времени.

Методика научного поиска впервые была сформулирована Фрэнсисом Бэконом (1561 – 1626). Основные ее положения:

1. Отказ от ссылки на авторитет в установлении научной истины (прежде всего, это многочисленные ссылки на Аристотеля в средневековых научных диспутах).

2. Опора на экспериментальные, очевидные результаты в рождении научной истины.

3. Повторяемость результатов при проведении экспериментов в одинаковых условиях.

Развитие естествознания привело к пониманию того важнейшего обстоятельства, что экспериментальный результат и выходящее из него теоретическое трактование ограничены точностью проведения научного эксперимента и всегда содержат погрешность, т.е. ошибку полученного экспериментального результата. Следовательно, в пределах этой ошибки образуется информационная неопределенность. Полученные в эксперименте результаты могут рассматриваться как истинные только в пределах параметров проведения эксперимента, а именно: точностью используемых приборов и многократным получением близких результатов при повторении одинаковых условий опыта. Таким образом, распространение сделанных на основе эксперимента выводов за пределы области параметров, в которой он проводился, всегда рискованно.

Теория начинается с построения модели, т.е. какой-то умозрительной конструкции, которая, по мнению теоретика, адекватна действительности. Но мир настолько сложен, что учесть в подробностях все взаимодействия чудовищно большого числа атомов, из которых построены приборы, невозможно. Сама исследуемая система, даже, казалось бы, такая простая, как одна молекула, содержит сложнейшие образования так называемых элементарных частиц, из которых составлены атомные ядра. Поэтому приходится прибегать к упрощающим приближениям, которые необходимы для расчетов на основе даже самых совершенных, сложных моделей. При этом надо помнить, что адекватность модели проверяется экспериментом.

Редкое событие называют чудом. Для чуда нет объяснения, поскольку нет возможности восстановить ситуацию, в которой оно произошло. А без восстановления ситуации не может быть и объяснения явления.

Наука не в силах установить или опровергнуть целесообразность создания мира, да это не входит в ее задачу и не может входить, поскольку научная методология способна устанавливать лишь ограниченные истины. Так, созданная в ХХ веке квантовая физика показала, что научная неопределенность в микромире принимает принципиальный характер. Например, эта неопределенность не позволяет точно знать скорость и положение микрочастицы. Однако в науке, так же, как в искусстве, нужна фантазия, которая позволяет создавать модели, наиболее приближенные к действительности.

 

Материя Вселенной есть не только физическая, но включает и что-то невидимое. Абсолютно все находится в движении, от галактик и планет до колебания атома. Но все удерживается какой-то внутренней силой. Всемирное тяготение – что это?

Каждый атом – это минигалактика. Вокруг ядра вращаются частицы, совершающие 1 млрд. оборотов за каждую миллионную долю секунды. Все вещи в природе поддерживаются и удерживаются вместе внутренней силой. Книги мудрости говорят об одном и том же: из невидимого произошло видимое.

Расстояние малых частиц до ядра можно сравнить с расстоянием от Земли до Солнца (учитывая массы). Следовательно, атом состоит в основном из пространства, а сам человек из нефизического вещества. Реальная материя человеческого тела – горошина.

Все нефизические объекты реальности (энергия, электричество, магнетизм, волны, гравитация) суть невидимые частицы, которые на много порядков меньше атома. И здесь море неизвестности для человека. Так, ядро состоит из суммы положительных протонов. Они должны были бы оттолкнуться и разлететься. Но что их удерживает? Эта сила в ¼ миллиарда раз больше гравитации. Эта сила удерживает весь мир!

Законы Природы абсолютны, но мы думаем, что это относится только к области известной физики. Человек отказывается признавать нормы и стандарты вне человеческого восприятия мира. Но существуют подобные абсолютные законы и в сфере морали и духа! Один из них: желая и творя добро другим, мы получаем добро!

Таким образом, мир неизмеримо простирается вглубь и вширь за пределы наших органов чувств. И невидимое определяет видимое как в человеке, так и во Вселенной.

Во все века наука и религия противостояли друг другу. В среде ученых люди, которые полностью отвергали религию, так и те, кто заявлял, что не с умом имеет непрерывную борьбу религия, а с гордостью ума, с превозношением ума; с умом, осознающим свою силу и немощь, ширину своего разума и границы познания, религия не враждует. В настоящее время именно такой позиции придерживается абсолютное большинство лауреатов Нобелевской премии. Еще М. Ломоносов отмечал, что «наука и религия суть две родные сестры, дщери (дочери) Всевышнего родителя; они никогда между собой в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудревания на них вражду воскрепнет. Напротив, наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга».

Мы больше всего познаем и растем сами, когда учим других. Люди отражают нам то, что нам необходимо познать в самих себе, отражают нам и наши стереотипы и процесс познания. Все мы в жизни друг другу и учителя, и ученики.

 

Преемственность знания о мире и появление радикально новых идей.

Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания

Естествознание – совокупность наук о Природе и изучает Природу во всем ее многообразии объектов, явлений и процессов. Естествознание неразрывно связано с жизнью людей, их производственной деятельностью.

Вначале представление о Природе формировалось в рамках философии. Постепенно из нее начали выделяться естественные науки (астрономия, механика, математика). Были сделаны великие открытия (закон сохранения и превращения энергии, теория клеточного строения организмов, создание квантовой механики и теории относительности), которые подвели к единой теории элементарных частиц.

Продолжается процесс дифференциации в современном естествознании, открываются все новые стороны изучаемых объектов, растет число научных дисциплин. Объектом изучения все чаще становятся проблемы на стыке наук. Например, биофизика, геохимия и другие науки исследуют связь и переход друг в друга различных форм движения материи. Грандиозные перспективы развития естественных наук – это овладение управляемой термоядерной реакцией, таящей в себе неисчислимые резервы энергии («кран в бочке с термоядерным синтезом – управление медленным ядерным взрывом»); регулирование процессов жизнедеятельности; победа над болезнями…

 

Естествознание и нравственность. Моральные ограничения на свободу научного поиска. Результаты научных исследований и социальная ответственность ученого

Реальная цена развития науки и техники – современные глобальные проблемы. Современное человеческое общество стремится жить все быстрее, брать у Природы все, что хочется и жить как можно комфортнее.

Последствия первого – разрушающий душу и тело синдром неуспевания, переходящий в непрекращающиеся стрессы. Происходит быстрая смена информации с гиперразвитием эмоциональной сферы души. Чего стоит хотя бы такое изуверство, как звуковая и неоновая реклама? В итоге – слабое развитие глубинных сфер души, отвечающих за способности к сосредоточенному вниманию, за вдумчивое осмысление своих слов и поступков.

Богатства Земли не беспредельны, а потребление растет. При этом стоимость ежегодно уничтожаемой готовой продукции, вышедшей из моды, составляет астрономическую сумму. Истощение ресурсов, дисбаланс в Природе, глобальное потепление, экологические катастрофы (последний пример в Мексиканском заливе у берегов США) – вот истинная цена растущего потребления.

Комфортная жизнь размягчает, расслабляет. Долгие часы неподвижности у телевизора, компьютера или за рулем автомашины резко снижают физическую активность. К этому добавляется нездоровое питание искусственными продуктами и напитками, подстегивающими желудок приправами, развитие извращенного вкуса на сладкое, мучное и всевозможное «вкусненькое».

Антропогенное воздействие на Природу, т.е. загрязнение биосферы результатами человеческой деятельности, имеет глобальные масштабы:

- произошло почти мгновенное по планетарным масштабам изменение климата, за последние 130 лет повышение температуры составило 0,8 оС;

- таяние ледников ведет к повышению уровня Мирового океана, за последние 100 лет он повысился на 10-20 см;

- количество природных бедствий в начале ХХI столетия по сравнению с 1960-ми гг. увеличилось более чем в три раза;

- за последние 100 лет на Земле вырублено около 40 % лесов и осушено почти половина водно-болотных территорий;

- под угрозой исчезновения находятся 24 % (1130 видов) млекопитающих и 12 % (1180 видов) птиц.

Если посмотреть на карты загрязнений, то совершенно очевидно, что источник загрязнений – поселения и промышленность в них. Города как носители цивилизации приобретают дисфункцию – становятся разрушителями цивилизации.

Четверть всех болезней людей связана с плохим состоянием окружающей среды. Борьба за воду, исстари ведущаяся в засушливых и пустынных регионах, может, по прогнозам ученых, охватить весь мир с не меньшей жестокостью, чем борьба за нефть и газ.

В качестве примера рассмотрим воздействие шума на человека. Город переполнен источниками шумового дискомфорта: транспорт, промышленные предприятия, строительная техника, оборудование, громкая музыка или речь и др. Шумовая атака крайне негативно сказывается на здоровье человека. Так, у детей, росших в шуме, страдают интеллект и психика. При стабильном уровне шума в 60-80 дБ в организме человека начинают происходить патологические изменения. Постоянное воздействие шума вместе с другими стрессами становится причиной инфарктов и инсультов.

Шум обладает аккумулятивным эффектом, т.е. акустические раздражения накапливаются в организме. В странах Запада даже распространено ношение индивидуальных дозиметров, определяющих полученную дозу шума за день.

Вот какая сила звука (дБ) при различном воздействии:

20 – звуковой комфорт (шелест листвы, журчанье ручья);

30-40 – естественная звуковая среда (разговор);

50 – верхняя граница комфортного звукового фона. При 55 дБ начинается снижение продуктивности умственной деятельности;

60 – автострада;

70 – духовой оркестр. Предельно допустимое давление звука, не оказывающее на организм вредное влияние;

80 – товарный поезд на расстоянии 30 м, перегруженная автомагистраль. Постоянное воздействие такого шума ухудшает самочувствие;

90 – Ниагарский водопад. Длительное влияние провоцирует гипертонию, язвенную болезнь;

100 – выстрел, работающий отбойный молоток, звук реактивных двигателей самолета на приближении 1,5 км;

Свыше 110 – может стать причиной шумового «опьянения», агрессивного, возбужденного состояния, а затем привести к потере слуха;

120 – артиллерийский залп, гром;

140 – двигатель реактивного самолета;

150 – смертельная для человека сила звука;

190 – влечет разрушение металла и конструкций.