Информационные потоки в электронном офисе
Как известно, информация гораздо лучше усваивается, если воспринимать ее сразу несколькими органами чувств. По данным научных исследований, человек запоминает:
• около 20 % услышанного;
• около 30 % увиденного;
• более 50 % того, что видит и слышит одновременно.
В электронном офисе разнообразные технические средства обеспечивают прием и выдачу трех основных видов информации: речи, данных и изображений (в статике и динамике).
Следовательно, человек может максимально использовать свои чувства восприятия (слух, зрение), а также тактильные и механические воздействия (когда идет работа в виртуальном киберпространстве-компьютерная философия, второй мир).
Развитые информационные потоки обеспечивают возможность организации не только электронных диалогов, но и полилога, т.е. широкого обмена информацией с несколькими источниками или партнерами.
Интертекст ~ взаимодействие между текстами - приводит к возникновению новых идей и образов, поскольку сопоставление усиливает информационную выразительность текста, выявляет приобретения и обнажает противоречия.
Компьютер (как компонент информационных сетей) становится важнейшей составной частью глобального полилога, нового динамизированного способа объединения множественных разнородных потоков информации.
Информатизация обеспечивает интеграцию профессиональной и информационной деятельности, а также коренное изменение профессионального стиля работы.
Постановка задачи в диалоговом режиме и ее немедленное информационное обеспечение позволяют резко сократить время решения задачи, создать обратную связь, получить возможность оценивать результаты и изменять условия решения задачи в процессе взаимодействия с компьютером. Сам компьютер в сети становится средством организации коллективной (групповой) работы.
И это еще один результат построения электронного офиса, дающий до сих пор невозможный эффект: групповое взаимодействие, в том числе и для дистанционно распределенных партнеров.
Потоки речевых сообщений и бумажных документов
Развитие информационных технологий и их аппаратно-программного обеспечения создало условия эволюционного информационного насыщения рабочих мест в офисе.
Усложнение и усиление динамики функционирования хозяйственных объектов экономики вызывают необходимость получения и обработки множества потоков информации из множества различных источников.
Оказалось, что особенности формальных и неформальных отношений, которые проявляются при совместной работе людей в офисе по мере развития научно-технического прогресса, не ведут к сокращению объемов информации, уменьшению разнообразия носителей информации и к сокращению числа информационных каналов. Все более явным становится тезис: потеря информации в организации (предприятии) -- потеря эффективности и управления. Поэтому стратегическая цепь, которая ставится при построении информационной системы, заключается в создании условий для объединения всех доступных предприятию потоков информации.
На рис. 1.3 показаны те информационные потоки (речь, изображение, текст, данные), которые должны интегрироваться на автоматизированном рабочем месте (АРМ) в офисе.
Рис. 1.3. Интеграция информации на АРМ в офисе
Речевые сообщения. Речевые сообщения возникают при вербальном общении сотрудников как внутри офиса, так и извне, через телефонную сеть.
Телефон как важнейшее средство вербальной коммуникации совершенствуется. Его функции значительно расширились с момента начала эксплуатации в 1878 г.
В настоящее время телефонная система связи выполняет двоякую роль в офисе: она обеспечивает речевое общение, а также осуществляет коммутацию ряда технических средств офиса с удаленными абонентами.
Функции современного телефона чрезвычайно разнообразны. Помимо основной функции телефон выступает в роли:
• автоответчика;
• определителя номера звонящего абонента (в том числе с сообщением о номере голосом);
• средства автодозвона по занятому номеру в городских и междугородних сетях;
• блока защиты номера телефона от его определения внешним абонентом;
• устройства универсальной защиты от звонков нежелательных абонентов.
В современный телефон встроены блоки памяти и управления, позволяющие развить функции записной книжки, калькулятора, часов, музыкального сопровождения, охранной сигнализации и т.д.
Телефоны используются в сетях с цифровыми (дискретными) или аналоговыми автоматическими телефонными станциями (АТС). Цифровые АТС, как правило, обеспечивают лучшее качество и естественность речевых сообщений. В телефон может быть встроена возможность радиоприема сигналов, что позволяет подключать и использовать его без проводов, а также перемещать внутри офиса.
Наконец, портативный телефон приобрел подлинную мобильность, поскольку он позволяет говорить с абонентом из автомобиля, с корабля или самолета. Для этих целей используется сотовая связь. Слабый сигнал радиотелефона сотовый приемопередатчик принимает, усиливает и передает другому приемопередатчику. Создается общее электромагнитное поле в районе действия сотовой связи, которое активизирует телефон абонента, если абонент находится в допустимой зоне близости. Дополнительные возможности для преодоления неудобства, связанного с занятостью и перегруженностью линий, обеспечивает услуга коротких речевых сообщений (SMS - Shot Messages Service), которая в последнее время дополнилась возможностью обмена не только текстовыми сообщениями, но и изображениями (EMS - Enhanced Messages Service, сервис расширенных сообщений). В последнее время стала активно развиваться новая услуга - беспроводной Интернет. Подключение к сети Интернет через портативные компьютеры теперь стало возможным с совместным использованием мобильных телефонов благодаря внедрению протокола WAP (Wireless Application Protocol).
Бумажные документы. Они поступают из множества каналов документальной информации и продолжают сохранять свое значение прежде всего как материальные свидетели совершенных сделок и принимаемых решений.
Нормативная ценность бумажных документов - важнейший компонент правосудия. Человеку очень удобно и привычно работать с бумажными документами, поэтому вряд ли следует ожидать полного вытеснения бумажных сообщений безбумажными. Реально используются все возможные каналы передачи бумажных сообщений и их комбинации.
Развитием фототелеграфа стала факсимильная связь. Термин "факс" (лат. fax simile - сделай подобное) означает точное воспроизведение графического оригинала (документа, рукописи, подписи).
Факсимильный аппарат передает и принимает документальные факсимильные сообщения. Суть передачи - преобразование документа путем сканирования в последовательность строк, состоящих из элементов, значение которых связано с передаваемым сообщением. Приемный аппарат принимает последовательные сигналы в строках, а также последовательно строки сообщения и "сворачивает" их в изображение на бумаге.
Факсимильные аппараты по мере совершенствования приобретают возможность передачи в цветном изображении высококачественных графических изображений (а также подлинных подписей документов со всеми их особенностями).
Полученные бумажные документы затем могут подвергаться в офисе различной обработке, например сканированию и копированию.
Сканирование посредством специального устройства сканера (англ, scan - поле зрения) позволяет преобразовать документ в цифровую форму и передать в память компьютера.
При этом нельзя "отделить" текст документа от носителя и манипулировать элементами текста (буквами, словами): весь текст рассматривается как единица хранения информации со всеми атрибутами документа (графическое изображение, оттиски штампов и печатей, подписи). Чтобы "отделить" текст (изображение) от бумажного носителя, используются так называемые читающие устройства (автоматы). Они распознают и считывают печатные и рукописные тексты, однако имеются ограничения по надежности и точности распознания.
Копирование документов в офисах с помощью так называемых ксероксов (лат. xerox — сухой, антипод мокрых процессов копирования в фотографии) приобрело массовый характер. При этом обеспечиваются высокое качество, включая цветность, и большая скорость копирования; изменение масштаба (уменьшение, увеличение) изображений; компоновка изображения электронным образом из нескольких исходных фрагментов с их увеличением или уменьшением.
Электронные информационные потоки
Из разнообразных источников в электронный офис поступает масса сообщений. Сотрудники офиса порождают и отправляют во внешний мир свои информационные сообщения, поэтому в офисе имеются развитые средства приема-передачи электронных информационных потоков.
Из телефаксной сети связи поступают бумажные сообщения, которые после сканирования вводятся в компьютер. Таким же образом в офисе могут быть введены в компьютер после сканирования бумажные документы. Речевые сообщения любого вида вводятся или выводятся из компьютера посредством специального речевого преобразователя. Через средства локальной сети или глобальной сети электронные сообщения вводятся или выводятся из компьютера с помощью сетевых адаптеров (сетевых карт) или модемов.
Компьютер в офисе становится интегрирующим устройством, которое позволяет объединить многочисленные потоки информации и провести их обработку (рис. 1.4).
Электр.обработка док-в Проектирование док-в Редактирование и печать Базы данных и знаний Электронная почта архив |
Копии Док-в |
Наборно-печатное и брошюровочное оборуд-е |
Книги и брошюры |
телефон |
Бумаж. Док-ты |
речь |
Рис. 1.4. Электронные потоки информации в офисе
Функции обработки определяются параметрами компьютера и могут быть очень насыщенными. Компьютеры в процессе развития преобразуются в аудио- и видеокомпьютеры, которые обладают способностью работать с мультимедийными средами, т.е. с информацией комплексного вида (от текста и речи до статических и динамических изображений).
Для завершения работы с документами в офисе может быть установлено компактное наборное и печатающее оборудование с возможностями брошюровки и переплета. В этом случае прямо в офисе можно получать законченную печатную продукцию - высококачественные брошюры и альбомы, книги, отчеты и т.п.
Электронная почта. Электронная почта использует электронные методы подготовки, передачи и обработки полученной корреспонденции с помощью компьютеров. Ее возможности обеспечивают возможность передачи как коротких алфавитно-цифровых сообщений, так и деловых документов, графиков и таблиц, рисунков, картин и фотографий, газет и журналов, речевых сообщений в электронной форме.
Отправитель сообщения использует специальную программу электронной почты и создает специальным образом отформатированный файл своего сообщения. Это сообщение можно видоизменять, пользуясь специальным редактором электронной почты. В процессе подготовки сообщения в него включается один (или несколько) адрес получателя сообщения. Поскольку получатель может отсутствовать или он может заниматься важной работой и не хочет отвлекаться, то сообщение направляется в специальный электронный почтовый ящик, создаваемый на основе компьютера - почтового сервера. Получив сообщение, сервер помещает в почтовые ящики адресатов метки о том, что в их адреса получено сообщение. Потенциальный адресат, приступив к работе на своем компьютере, просматривает свой "электронный почтовый ящик". Если сообщения поступили, то он запускает свою программу электронной почты и переписывает полученные сообщения на жесткий диск своего компьютера.
Таким образом, электронная почта представляет собой службу безбумажных почтовых отношений и фактически является системой подготовки, сбора и передачи документальных сообщений по телефонным сетям и сетям передачи данных, в которые включены компьютеры.
Особенности электронной почты:
• массовая услуга пересылки документальных сообщений на безбумажной основе;
• очень быстрая, практически мгновенная передача сообщения на любые расстояния;
• защищенность корреспонденции, определяемая тем, что "электронный почтовый ящик" менее доступен, чем обычный, и тем, что сообщения могут быть зашифрованы по взаимной договоренности отправителя и получателя сообщений в системе электронной почты;
• независимость от времени, ибо не требуется присутствие на месте получателя, как это, например, необходимо при передаче телефонных сообщений;
• возможность отправления сообщения одновременно нескольким адресатам, что существенно облегчает подготовку исходной информации, особенно снижая затраты на ее "упаковку".
Электронная почта, поглощая все возможности почты и телеграфа, отчасти факсимильной связи, предоставляет благодаря своему быстродействию совершенно новые информационные услуги, в том числе услуги по проведению коллективных телеконференций.
Электронные конференции организуются по различным темам на основе создания коллективных файлов общего доступа. В эти файлы участники телеконференции вносят информацию, с их точки зрения представляющую интерес для других пользователей (некоторого неформального коллектива), или пользователи считывают информацию, введенную другими пользователями. Таким образом, осуществляется распределенное во времени информационное общение между членами этого коллектива, а в рамках этого общения обсуждаются различные проблемы. Электронные конференции пригодны не только для научно-технических коммуникаций, но и для деловых, организационных совещаний.
Важной особенностью телеконференций является их асинхронность, совершенно свободный и добровольный характер взаимодействия участников. При этом следует подчеркнуть, что телеконференции по электронной почте - это общение через написанные тексты. Формальный вербальный язык и фиксация всех сообщений в системе телеконференций обеспечивают и строгую документальную основу общения, и учет интересов общающихся людей.
Система информационного обмена "телекс". Эта информационная система позволяет подготавливать и автоматически пересылать огромные потоки информации различным абонентам. В данной системе подготовки текстов с помощью терминалов, оборудованных высококачественными дисплеями, массив передаваемой информации запоминается в памяти системы. Затем через специальную аппаратуру передачи данных подготовленный массив пересылается абоненту или принимается от него.
3. Телевизионные системы и видеоконференции
Телевидение вошло в повседневную жизнь как "видение на расстоянии" и стало массовым явлением. Идеи построения телевизора путем преобразования элементов изображения в последовательность электрических сигналов (анализ изображения) с последующей пере дачей их по каналам связи в пункт приема, где осуществляется обратное преобразование (синтез изображения) из "точек" в движущуюся картину, были выдвинуты в конце XIX в. португальским ученым А. Ди Пайва и российским ученым П.Н. Бахметьевым. Разработка практических решений и начало использования телевидения связаны с именами В.К. Зворыкина и Ф. Франсуорта (США). Регулярное телевещание в нашей стране началось в 1939 г.
Телевидение широко используется в качестве системы массовой информации и поставляет своим многочисленным пользователям политическую, культурную, познавательную, учебную и экономическую информацию. Даже обычное эфирное вещание и раскрытие картины жизни стран мира представляют большую ценность для деловой жизни стран планеты и открывают перед ними колоссальные возможности. Сообщения о катастрофах и землетрясениях, войнах и эпидемиях, политических переворотах и болезнях лидеров мгновенно отзываются на фондовых биржах, переговорах, сделках. Но к этой информации можно еще добавить массу подробностей и фактов, провести анализ и дать прогноз последствий, раскрыть статистику влияния различных факторов на деловую жизнь и многое другое.
Телевидение все шире входит в экономику и предпринимательство и используется для различных производственных целей, например охранного слежения и идентификации. Оно обладает большими возможностями и огромным потенциалом развития. Следующий этап развития - интерактивное телевидение на основе цифровых телевизионных технологий.
В человеческом обществе объединение людей в некоторый коллектив при решении сложных задач всегда ведет к синергическим эффектам, поэтому для общения и его развития создаются все более совершенные системы. Конечно, технические системы не заменят неформального человеческого общения, однако они позволяют создать эффект присутствия и активизации творческой деятельности.
Несомненно, телефон как средство общения был и остается замечательным средством. Видеофон или видеотелефон - следующий этап, когда добавляются возможности не только речевого, но и визуального, невербального общения. Появление компьютеров и средств телеобработки информации создало условия общения через совместный труд по обработке информации при совместном проектировании и моделировании. Пересылая друг другу персональные сообщения и модифицируя общие массивы данных, участники, например, совместного проекта целенаправленно и эффективно общаются между собой. Несомненно, что электронная почта и факсимильная связь также вносят свой вклад в развитие средств общения.
Сочетание уже известных и новых методов общения в современных технических системах позволяет по-новому поставить вопрос общения, создавая атмосферу, близкую к реальности.
Видеоконференции представляют собой одну из новейших информационных технологий организации дистанционного визуального группового общения, проведения совещаний, обучения. Такая технология делает возможным одновременное общение множества лиц, разделенных стенами учреждений и расстояниями, позволяя не только видеть, слышать друг друга и создавать эффект присутствия в аудитории, но и одновременно передавать различные виды информации (таблицы, графики, карты, тексты, слайды, движущиеся видеоизображения), сопровождая обсуждение специальных вопросов необходимыми вычислениями с помощью компьютеров и используя информацию, хранящуюся в различных базах данных. При этом могут быть организованы специальные видеопередачи участникам конференций из мест, где происходят информационно насыщенные действия: экономические форумы и симпозиумы, обсуждения проектных решений и многое другое.
Удобство нахождения и плотная информационная насыщенность происходящего, возможность в любой момент вмешаться в ход происходящего или высказаться по мотивам голосования, несомненно, активизируют творческую деятельность участников, давая эффект, близкий к эффекту участия в реальной конференции.
Видеоконференции на основе телеконференц-связи должны обеспечить иллюзию присутствия в неком "виртуальном дискуссионном пространстве" для множества лиц, участвующих в обсуждении. Для этого необходимо объединить в интегральный комплекс телевизионные видеокамеры, видеомагнитофоны, передающие видеокамеры на месте событий, аппаратуру передачи данных, модемы, компьютеры, графические и аналого-цифровые дисплеи, акустическую аппаратуру, а также много свежей и крайне интересной информации. Именно интересная, актуальная, с большим последействием информация "привяжет" участников конференции к теме и создаст настрой эффекта присутствия.
Таким образом, можно отметить следующие возможности видеоконференций:
• оперативное оповещение и быстрый сбор участников, поскольку аппаратура видеоконференций используется многочисленными конференциями и должна быть всегда готовой к работе;
• коллективное использование как основа для экономической целесообразности данного направления информационного общения;
• отсутствие жестких ограничений на число присутствующих: всегда есть возможность подключить громадное число участников в ранге "однонаправленного участия", т.е. имеющих возможность участвовать без права говорить и что-то демонстрировать самим;
• перспектива создания в будущем объемных голографических "дискуссионных пространств" и "виртуальной реальности" для всех участников видеоконференций.
В целом следует отметить интеграционный характер информационных средств видеоконференции. Они, по существу, представляют собой комплексный набор информационных услуг, обеспечивающий направленное переключение (коммутацию) участников с одновременной передачей и обработкой для них интегральных потоков речевой, текстовой, графической и видеоинформации.
Технологии видеоконференций развиваются по пути использования существующих частных и общедоступных информационно-вычислительных сетей и сетей передачи данных. Для передачи по таким сетям аудио- и видеоинформации применяются специальные методы кодирования и декодирования, сжатия и расширения информации, которые при современных скоростях передачи информации обеспечивают высокое качество передачи и воспроизведения аудио-и видеоинформации в реальном масштабе времени. Цифровой характер представления всех видов информации и возможность их мультиплексирования для передачи в одном тракте позволяют интегрировать в единое целое и использовать при проведении деловых совещаний и дистанционном обучении многие новейшие технологии представления и обработки информации.
Информационная интеграция позволяет объединить технологии видеоконференций с технологиями мультимедиа, что дает практически необозримые возможности. Технологии мультимедиа и видеоконференций многое сближает: сочетание аудио- и видеосигналов, машинной графики, текста и других .медиа-средств. В этом смысле видеоконференции можно рассматривать как одно из направлений мультимедиа. Вместе с тем технология мультимедиа, используемая в компьютерных сетях, становится основой для видеоконференций другого типа - мультимедиа-конференций (Multimedia Conferencing). Активно ведутся работы по созданию "пространств информационной среды взаимодействия" (Media Spaces) для группового видеовзаимодействия по каналам связи специалистов, размещенных на удалении в различных зданиях и даже странах.
Виртуальное пространство информационной среды взаимодействия образуется за счет комплексного объединения и использования пространственно-временных и объемных эффектов видео-, аудио- и компьютерного оборудования. Поскольку работа или деловое общение есть социальный процесс, то условия совместной деятельности очень важны. Следует разумно объединять людей, "расширяя" границы кабинетов и залов и вводя иных участников общего дела в совместную работу. Виртуальное пространство среды информационного взаимодействия обеспечивает непрерывное диалоговое рабочее общение специалистов в процессе совместно решаемой задачи, а также дружеское социальное общение и взаимодействие в период сотрудничества.
Иллюзия эффекта присутствия в данном случае помогает уточнить неявно стоящие задачи, облегчить формализацию "смутных идей" и обеспечить теплоту человеческих отношений при виртуальном общении. Влияние видеоконференций на международный бизнес и предпринимательство в условиях открытой экономики повышается по мере развития средств этой технологии.