Маятниковое движение поездов

 

При маятниковом движении пригородные поезда пропускают с одной примыкающей к узлу железнодорожной линии на другую. Оно может быть организовано, если в узле есть сквозная станция, к которой примыкает не­сколько пригородных участков, или диаметр, соединяющий пассажирские станции, каждая из которых обслуживает одну из примыкающих к узлу линий. Оборот, отстой и технические операции с составами и локомотивами осуществ­ляются при этом на зонных станциях пригородного участка, а головные (го­родские) станции теряют вовсе или частично свое значение как станции оборота и технических операций, и тяговое, путевое и вокзальное хозяйство на них может быть небольшим. Это не относится к крупным городам, где из-за нерав­номерности распределения пригородных поездов по часам суток маятниковое движение можно организовать только для части поездов. Для остальных же поездов, оборачивающихся на головной станции, нужны соответствующие устройства.

Маятниковое движение по сравнению с обычным имеет существенные преимущества. Прежде всего улучшается обслуживание пассажиров, так как пригородные поезда, проходящие по диаметру, доставляют пассажиров ближе к той части города, в которую они направляются. Пригородные поезда в пре­делах города можно использовать как средство городского транспорта, что поз­воляет рассредоточить пригородных пассажиров по районам города и тем самым ликвидировать перегрузку городского транспорта, особенно в часы «пик». Значительно сокращается затрата времени на проезд и улучшается связь меж­ду пригородными участками, расположенными с противоположных сторон го­рода. Наряду с этим маятниковое движение имеет и другие преимущества:

улучшает использование пропускной способности пригородных линий, которую, как правило, ограничивает пропускная способность горловин тупи­ковых станций;

устраняет необходимость в развитии головных станций и вокзалов в черте города, а следовательно, в выделении значительной городской территории для этих сооружений;

сокращает потребность в вагонах и локомотивах, следующих по линии без простоев под оборотом на головной станции;

уменьшает потребность в городских видах транспорта и необходимых для их эксплуатации сооружениях (трамвайные пути, контактная сеть, подстанции, депо или гаражи);

значительно снижает эксплуатационные расходы благодаря уменьшению себестоимости перевозок, эксплуатационных расходов на городских видах транспорта, амортизационных отчислений на станции и подвижной состав, сокращению штата на головных станциях.