Автоматизация и механизация процессов экипировки пассажирских составов

Автоматизация и механизация процессов обработки пассажирских соста­вов и вагонов позволяют значительно сократить время их простоя, поднять производительность труда и культуру производства и сократить материальные и денежные затраты.

Четкую работу пассажирских технических станций обеспечивают механи­зация и автоматизация экипировочных работ. На ряде крупных пассажирских станций частью всего комплекса экипировочных устройств служат цехи на­ружной обмывки пассажирских вагонов. Расположены они в крытых помеще­ниях длиной 102 м и шириной 9 м.

Значительно сокращает продолжительность экипировки составов и повы­шает производительность труда вагономоечная машина (рис. 6.4). Наружная обмывка пассажирского состава продолжается около 30 мин, обмывка вруч­ную — 100—150 мин и более. Крыши, торцовые стены, переходные суфле-гар­монии и ходовые части вагонов обливают горячей водой температурой 80— 85 °С и давлением 1 МПа; боковые стены кузовов и оконные стекла — теплой водой температурой от 40 °С и давлением 0,2—0,3 МПа. Во время этих опера­ций состав непрерывно движется мимо всех агрегатов машины со скоростью 0,8 км/ч. Общий расход воды на обмывку 65 м3/ч, в том числе горячей 50 м3/ч и теплой 15 м3/ч; расход растворителя 400 л/ч, или 200 л на один состав.

Установка для обмывки боковых стен и скатов крыш состоит из вертикаль­ных щеток, к которым насосом подается теплая вода. У машины две такие уста­новки. Первая, предназначенная для первоначальной обмывки боковых стен, расположена в 30 м от насоса для подачи растворителя. У нее восемь щеток, установленных по четыре с обеих сторон железнодорожного пути. Вторая, предназначенная для повторной обмывки боковых стен, размещена за устрой­ствами для ополаскивания и состоит из четырех вертикальных щеток (по две с каждой стороны пути). Для ополаскивания стен и скатов крыш вагонов слу­жат две П-образные трубы с десятью насадками щелевого типа каждая. Одна из них размещена после первой группы вертикальных моющих щеток, а дру­гая — после второй. Установка для обтирки стен и скатов крыш находится за второй установкой для ополаскивания и состоит из двух вертикальных ще­ток — по одной с каждой стороны пути. Для обдува и частичной просушки на­ружных поверхностей кузовов вагонов после мойки предназначены две венти­ляционные приточные установки. Каждая из них состоит из двух последователь­но расположенных калориферов, вентилятора и распределительного воздухо­вода.

Наряду со стационарными вагономоечными машинами применяются и передвижные. Состав длиной 400 м передвижная машина обмывает с одной стороны за 50 мин (скорость 8 м/мин). В качестве моющего состава в передвиж­ной машине применяется мыльный раствор: 0,2—0,3 % с содержанием 1 % ке­росина. Расход раствора 0,1 л на 1 м2 поверхности. Эмульсию подает под на­пором насос из бака вместимостью 200 л. После растирания эмульсия смывается чистой водой (температура 60 °С), подаваемой на стены вагона вихревым само­всасывающим насосом из бака вместимостью 1500 л через трубы с соплами. Это­го запаса воды достаточно для обмывки одной стороны состава (расход 1,5 л/м2). Машина имеет две капроновые круглые щетки. Верхней частью они обмывают также скат крыши вагона. Щетки укреплены шарнирно на раме, что позволяет придавать им колебательные движения в плоскости кузова вагона. Для пита­ния электродвигателя током в нижней части машины смонтирована электро­станция ЖЭС-9 номинальной мощностью 9 кВт. Длина машины 5020, ширина 2390 мм. Маневренность ее хорошая.


 


На зарубежных железных дорогах для наружной обмывки вагонов широко применяют перемещаемые на тележке или тачке водоструйные щетки как руч­ные, так и механизированные. Такие щетки избавляют рабочих от подноски воды и ускоряют процесс обработки составов. На этой тележке установлен руч­ной насос для нагнетания воды в шланг. Установку обслуживают двое рабочих. Тележки с резервуарами легко перемещаются по междупутьям парков, где стоят пассажирские составы.

Наиболее трудоемкая операция — внутренняя уборка вагонов, ее также можно механизировать. Так, в ФРГ для уборки мусора и пыли используют мощные отсасывающие устройства, расположенные на муждупутьях. Шланги заводят в вагон, и по ним мусор и пыль поступают в специальные камеры.

Для мытья пола вагона используют портативную машину с вращающими­ся щетками. Растворенные в воде моющие средства после мытья пола отсасы­ваются также портативной вакуумной установкой, соединенной через шланг и трубчатую ручку с собирательной щеткой. Диваны и другие части вагона с мягким покрытием убирают пылесосом. Периодически их очищают моющим раствором, который наносят на них в виде водяной пыли, протирают затем вручную поролоновыми губками.

В США для мытья пола применяют гидроструйную щетку с вакуумным устройством в виде трубочной ручки, на конце которой закреплена моющая губка. Шланг соединяет трубочную ручку с вакуумной установкой, переме­щаемой на роликах одним рабочим. Подобного рода устройства применяют и для мытья внутренних окон вагонов.

К устройствам, позволяющим ускорить и облегчить выполнение экипи­ровочных операций, относятся, например, колонки с горячей и холодной во­дой, паром, горячим и сжатым воздухом и др. Водозаборные колонки для по­дачи холодной и горячей воды устанавливают на расстоянии 20—40 м одна от другой. Паропроводы используют для отопления вагонов в зимнее время; воздухопроводы с горячим воздухом необходимы для оттаивания льда и сушки вагонов после влажной уборки и обтирки. Сжатый воздух подается для опробо­вания автотормозов в составах и вагонах в процессе ремонта или при отстое на путях технической станции. Воздухопроводная сеть имеет по одному выводу на каждом конце путей парка и не менее двух-трех выводов, расположенных через междупутье. Этот же воздухопровод используют и для очистки вагонов пневматическими пылесосами, расположенными вдоль путей через каждые 20— 40 м. Целесообразно иметь также печь для сжигания мусора, поступающего из вагонов, с путей и из помещений станции. Это обеспечивает наибольшую ги­гиеничность и не требует затрат на вывоз мусора.