Автоматизация и механизация процессов экипировки пассажирских составов
Автоматизация и механизация процессов обработки пассажирских составов и вагонов позволяют значительно сократить время их простоя, поднять производительность труда и культуру производства и сократить материальные и денежные затраты.
Четкую работу пассажирских технических станций обеспечивают механизация и автоматизация экипировочных работ. На ряде крупных пассажирских станций частью всего комплекса экипировочных устройств служат цехи наружной обмывки пассажирских вагонов. Расположены они в крытых помещениях длиной 102 м и шириной 9 м.
Значительно сокращает продолжительность экипировки составов и повышает производительность труда вагономоечная машина (рис. 6.4). Наружная обмывка пассажирского состава продолжается около 30 мин, обмывка вручную — 100—150 мин и более. Крыши, торцовые стены, переходные суфле-гармонии и ходовые части вагонов обливают горячей водой температурой 80— 85 °С и давлением 1 МПа; боковые стены кузовов и оконные стекла — теплой водой температурой от 40 °С и давлением 0,2—0,3 МПа. Во время этих операций состав непрерывно движется мимо всех агрегатов машины со скоростью 0,8 км/ч. Общий расход воды на обмывку 65 м3/ч, в том числе горячей 50 м3/ч и теплой 15 м3/ч; расход растворителя 400 л/ч, или 200 л на один состав.
Установка для обмывки боковых стен и скатов крыш состоит из вертикальных щеток, к которым насосом подается теплая вода. У машины две такие установки. Первая, предназначенная для первоначальной обмывки боковых стен, расположена в 30 м от насоса для подачи растворителя. У нее восемь щеток, установленных по четыре с обеих сторон железнодорожного пути. Вторая, предназначенная для повторной обмывки боковых стен, размещена за устройствами для ополаскивания и состоит из четырех вертикальных щеток (по две с каждой стороны пути). Для ополаскивания стен и скатов крыш вагонов служат две П-образные трубы с десятью насадками щелевого типа каждая. Одна из них размещена после первой группы вертикальных моющих щеток, а другая — после второй. Установка для обтирки стен и скатов крыш находится за второй установкой для ополаскивания и состоит из двух вертикальных щеток — по одной с каждой стороны пути. Для обдува и частичной просушки наружных поверхностей кузовов вагонов после мойки предназначены две вентиляционные приточные установки. Каждая из них состоит из двух последовательно расположенных калориферов, вентилятора и распределительного воздуховода.
Наряду со стационарными вагономоечными машинами применяются и передвижные. Состав длиной 400 м передвижная машина обмывает с одной стороны за 50 мин (скорость 8 м/мин). В качестве моющего состава в передвижной машине применяется мыльный раствор: 0,2—0,3 % с содержанием 1 % керосина. Расход раствора 0,1 л на 1 м2 поверхности. Эмульсию подает под напором насос из бака вместимостью 200 л. После растирания эмульсия смывается чистой водой (температура 60 °С), подаваемой на стены вагона вихревым самовсасывающим насосом из бака вместимостью 1500 л через трубы с соплами. Этого запаса воды достаточно для обмывки одной стороны состава (расход 1,5 л/м2). Машина имеет две капроновые круглые щетки. Верхней частью они обмывают также скат крыши вагона. Щетки укреплены шарнирно на раме, что позволяет придавать им колебательные движения в плоскости кузова вагона. Для питания электродвигателя током в нижней части машины смонтирована электростанция ЖЭС-9 номинальной мощностью 9 кВт. Длина машины 5020, ширина 2390 мм. Маневренность ее хорошая.
На зарубежных железных дорогах для наружной обмывки вагонов широко применяют перемещаемые на тележке или тачке водоструйные щетки как ручные, так и механизированные. Такие щетки избавляют рабочих от подноски воды и ускоряют процесс обработки составов. На этой тележке установлен ручной насос для нагнетания воды в шланг. Установку обслуживают двое рабочих. Тележки с резервуарами легко перемещаются по междупутьям парков, где стоят пассажирские составы.
Наиболее трудоемкая операция — внутренняя уборка вагонов, ее также можно механизировать. Так, в ФРГ для уборки мусора и пыли используют мощные отсасывающие устройства, расположенные на муждупутьях. Шланги заводят в вагон, и по ним мусор и пыль поступают в специальные камеры.
Для мытья пола вагона используют портативную машину с вращающимися щетками. Растворенные в воде моющие средства после мытья пола отсасываются также портативной вакуумной установкой, соединенной через шланг и трубчатую ручку с собирательной щеткой. Диваны и другие части вагона с мягким покрытием убирают пылесосом. Периодически их очищают моющим раствором, который наносят на них в виде водяной пыли, протирают затем вручную поролоновыми губками.
В США для мытья пола применяют гидроструйную щетку с вакуумным устройством в виде трубочной ручки, на конце которой закреплена моющая губка. Шланг соединяет трубочную ручку с вакуумной установкой, перемещаемой на роликах одним рабочим. Подобного рода устройства применяют и для мытья внутренних окон вагонов.
К устройствам, позволяющим ускорить и облегчить выполнение экипировочных операций, относятся, например, колонки с горячей и холодной водой, паром, горячим и сжатым воздухом и др. Водозаборные колонки для подачи холодной и горячей воды устанавливают на расстоянии 20—40 м одна от другой. Паропроводы используют для отопления вагонов в зимнее время; воздухопроводы с горячим воздухом необходимы для оттаивания льда и сушки вагонов после влажной уборки и обтирки. Сжатый воздух подается для опробования автотормозов в составах и вагонах в процессе ремонта или при отстое на путях технической станции. Воздухопроводная сеть имеет по одному выводу на каждом конце путей парка и не менее двух-трех выводов, расположенных через междупутье. Этот же воздухопровод используют и для очистки вагонов пневматическими пылесосами, расположенными вдоль путей через каждые 20— 40 м. Целесообразно иметь также печь для сжигания мусора, поступающего из вагонов, с путей и из помещений станции. Это обеспечивает наибольшую гигиеничность и не требует затрат на вывоз мусора.