Закономерности и принципы ЦПП.

Закономерности – это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между педагогическими явлениями и процессами. В общественных явлениях, в том числе и в организации педагогического процесса, жёстких зависимостей не бывает, они носят вероятностный характер. К закономерностям ЦПП можно отнести следующие:

• ЦПП обусловлен особенностями социальной системы, в которой он существует;

• в ЦПП взаимосвязаны процессы воспитания, обучения, образования и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых;

• в ЦПП взаимосвязаны и зависят последовательно друг от друга все его компоненты (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочнорезультативный);

• результативность ЦПП зависит от взаимосвязанной и согласованной деятельности семьи, школы и общественности в воспитании ребенка.

Принципы – это система основных требований, предъявляемых к организации педагогического процесса. Принципы реализуются через правила. Правило – это лаконично сформулированное на основе педагогического принципа предписание, нормативное требование к деятельности педагога или ученика, выполнение которого формирует наиболее рациональные тактики их действий и способствует повышению эффективности решения определенного класса педагогических задач. Причём, характер выполнения их целиком и полностью зависит от учителя, от уровня его педагогического мастерства. Правила – это не догма, а лишь рекомендации к действию. В процессе обучения необходимо более чётко соблюдать правила, процесс же воспитания требует от учителя творческого подхода к решению задач воспитания.

К основным принципам ЦПП относят: целенаправленности, научности, связи с жизнью, наглядности, последовательности и систематичности, индивидуализации, доступности и прочности, гуманизации, региональности и др.

Билет 14 Целостный педагогический процесс как система, характеристика его этапов. Функции ЦПП.