Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.

Понятие, виды внешнеторговой деятельности, источники правового регулирования. Таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности. Понятие и виды мер по защите экономических интересов государства при регулировании внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая сделка . Разрешение споров, возникающих при осуществлении внешнеторговой деятельности.

 

Для современного периода развития мировой экономики и отдельных государств, в том числе РБ, характерно дельнейшее расширение и углубления внешнеэкономических связей, то есть отношений между хозяйственными организациями и предпринимателями различных стран. Международная практика, международное частное право выработали специальную терминологию, применяемую во внешнеэкономической деятельности, используемую, в том числе во внутреннем законодательстве.

Резиденты – 1) белорусские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в РБ, в том числе временно находящиеся за её пределами. 2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РБ местом нахождения в РБ, в том числе юридические лица с инвестициями не резидентов, торговые и иные представительства РБ за границей.

Нерезиденты – 1) иностранные граждане, лица без гражданства , имеющие постоянное место жительства за пределами РБ в том числе временно находящегося на территории РБ.

2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РБ, находящиеся в РБ иностранные официальные представительства.

Внешнеторговые операции подразделяются на:

· Импортные

· Экспортные

Разновидностью экспортных и импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции.

Декларация о государственном суверенитете РБ принятая 27 июля 1990 года провозгласила независимость Беларуси во внешних отношениях, а принципы, положенные в их основу закреплены в декларации и в общепринятых международных нормах, правилах легли в основу закона РБ об основах внешнеэкономической деятельности.

К ведению РБ как субъектов внешнеэкономических отношений относятся:

· Разработка и осуществление внешнеэкономической политики

· Определение порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций

· Установление законодательных актов хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере

· Заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепринятыми нормами международного права

· Защита экономических интересов республики, её предприятий и граждан за её пределами и т.д.

С целью обеспечения активного участия в международном разделении труда право осуществить внешнеэкономическую деятельность предоставлено всем предприятиям, организациям, их объединениям, кооперативам, иным юридическим и физическим лицам.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования РБ осуществляется актами разного уровня.

1 группа: многосторонние международные договора или конвенции.

Пример: Женевская конвенция 1983год об охране промышленной собственности; Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров подписанная в Вене в 1980 года и другие.

Странами отдельных регионов заключены региональные международные договоры. Важным источников правового регулирования является двусторонние международные договоры.

Некоторые особенности правового регулирования присущи внешнеэкономическим связям государств СНГ.

Правовое регулирование этих связей осуществляется на основе двусторонних межгосударственных договоров, заключаемых республиками, входящими в СНГ, а также соглашениями, принятых всеми участниками СНГ. Важное значение имеют соглашения о создании экономического союза, договора об учреждении евразийского экономического сообщества (Евр Аз Эс).

2 группа: внутренние законодательные акты РБ. Пример: Конституция РБ, инвестиционный Кодекс РБ, таможенный Кодекс РБ и т.д.

Для правового регулирования внешнеэкономической деятельности используются 2 метода:

1. Прямой

2. Коллизионный

 

1. Заключается в том, что правовая норма непосредственно регулирует соответствующее отношение без отсылок и другим актам.

2. Заключается в том, что норма права непосредственно не регулирует отношений, а отсылает к соответствующему законодательству республики либо другой страны.

Коммуникационная норма - правило, устанавливающая право, какой страны подлежит применению к соответствующему отношению.

Коллизионная норма состоит из 2-ух элементов: 1) объем – часть нормы указывающая на подлежащий применению закон, 2) привязка – часть коллизионной нормы, которая указывает на подлежащий применению закон.

Привязка 2-ухсторонней коллизионной нормы называется формулой прикрепления.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

· Тарифные

· Нетарифные.

Основой тарифного регулирования является таможенный тариф, т.е. свод ставок таможенных пошлин, применяемая к товарам, применяемом через таможенную границу РБ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежать изменению за исключением случаев предусмотренных законом РБ о таможенном тарифе.

Ставки таможенных пошлин бывают 3 видов:

1. Адвалорные. Они устанавливаются в процентном отношении к таможенной стоимости облагаемых товаров.

2. Специфические. Устанавливаются в определенном размере за единицу измерения облагаемых товаров.

3. Комбинированные. Сочетают оба вида указанных ставок.

Для оперативного регулирования ввоза товара Совет министров РБ может устанавливать на срок не свыше 6 месяцев в год сезонные пошлины.

Совету Министров РБ предоставлено право устанавливать специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в случаях, если товары ввозятся в РБ в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные действия РБ отдельных стран и их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза товара по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза.

А компенсационные – в случае ввоза в РБ товаров при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Закон о таможенном тарифе устанавливает системы и методы определения томрженной стоимости товаров, порядок их применения, общие правила, касающиеся порядка определения страны происхождения товаров, а также тарифные льготы.

Тарифные льготы в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу РБ устанавливаются Президентом РБ и законом о таможенном тарифе.

Индивидуально тарифные льготы юридическим и физическим лицам РБ предоставляются Президентом РБ.

Тарифная льгота – предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РБ льгота в отношении товара перемещаемого через таможенную границу РБ в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз).

Перемещаемые через границу товары подлежат таможенному оформлению. Общие правила таможенного оформления, декларирования установлены таможенным кодексом РБ. Согласно таможенному кодексу РБ вещи, перемещенные через таможенную границу могут ввозиться на таможенную территорию для:

1. Свободного обращения

2. Временного обращения в целях хранения, пользования, промышленной переработки.

3. Транзитной перевозке.

Вещи, перемещаемые через таможенную границу могут вывозиться за пределы РБ:

1. С целью их вовлечения в экономический оборот за границей.

2. Для временного размещения в целях пользования и промышленной переработки.

3. С целью возврата за границу после временного размещения на таможенной территории РБ.

Лица, в интересах которых осуществляется перемещение вещей через таможенную границу допускается к владению, пользованию и распоряжению такими вещами в пределах прав, определяемых одним из следующих таможенных режимов:

· Свободного обращения

· Экспортной поставки

· Таможенного хранения

· Совершенствования

· Переработки для свободного обращения

· Временного пользования

· Перевозки под таможенным контролем

Таможня обязана информировать предприятия, организации и граждан о порядке таможенного оформления.

Меры, нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности:

1. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров, работ, услуг.

2. Регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров (работ, услуг) в уполномоченных органах.

3. Установление иных форм контроля, в том числе валютных, внешнеторговых операций.

4. Меры ответственности за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций.

Лицензирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в получении специального разрешения компетентного органа.

Лицензированию подлежат:

1. Деятельность организации иностранного туризма

2. Операции по экспорту и импорту ряда товаров (работ, услуг).