Сбор информации.
Систематический сбор информации предполагает использование самых разнообразных методов по целенаправленному получению информации. Наиболее традиционными методами при сборе информации являются:
• наблюдение;
• опрос;
• эксперимент;
• специальные исследования.
Наблюдение
Под наблюдениями подразумевается такой способ сбора информации, который осуществляется путем наблюдения за интересующими исследователя людьми, событиями, явлениями и т.д. При этом предполагается, что исследователь-наблюдатель не должен как-то вмешиваться или воздействовать на объект наблюдения. В рамках рекламной деятельности наблюдение очень часто применяется в самых разных ситуациях, и используются для этого самые разные технологии, начиная от простого визуального контроля за действиями людей и заканчивая сложными комплексными системами регистрации определенных событий. Например, при оценке эффективности рекламной кампании многие рекламодатели и рекламные агентства регистрируют телефонные звонки, появившиеся после начала рекламной кампании, чтобы понять, насколько удачно разработана и проводится данная кампания. Иногда в рамках выставок некоторые фирмы фиксируют количество людей, посетивших разные стенды, что в результате позволяет получить информацию о привлекательности или непривлекательности тех или иных стендов. Одним из наиболее сложных и масштабных проектов, использующих наблюдение в качестве способа сбора информации, в рамках рекламного рынка следует считать различные электронные системы регистрации зрительской активности с применением так называемых пиплметров — специальных устройств, устанавливаемых на телевизорах или носимых человеком. Обычно к наблюдению обращаются в тех случаях, когда нужно получить такую информацию, которую объекты, за которыми наблюдают (люди или компании и т.д.), либо не хотят, либо не могут ее предоставить.
Опрос
Опрос представляет собой сбор первичной информации путем прямого задавания людям вопросов и является наиболее популярным способом получения маркетинговой информации. Осуществляться он может самыми разными методами. Каждый из методов проведения опросов имеет свои достоинства и недостатки и используется в зависимости от наличия ресурсов (финансовых, технических, кадровых ), целей опроса, срочности и степени достоверности получения результатов. В области рекламы наиболее распространенными являются:
• телефонный опрос;
• письменное анкетирование;
• личное интервью;
• интернет-опрос.
а) Телефонный опрос. К плюсам телефонного опроса следует отнести оперативность и относительную дешевизну, к минусам — ограниченность количества вопросов в анкете (дольше 10—15 минут люди, как правило, не хотят разговаривать), опасность прерывания интервью, сложность формирования репрезентативной выборки, а также проблемы качества телефонной связи.
б) Письменное анкетирование. Данный вид опроса бывает двух видов — почтовое анкетирование, при котором анкеты рассылаются по почте, и анкетирование в аудитории. Основными достоинствами почтового анкетирования являются: большое количество вопросов, включаемых в анкету, широкая география охвата с возможностями региональной сегментации, большое количество потенциальных респондентов и относительно небольшие затраты из расчета на одну анкету; основными недостатками принято считать небольшой возврат анкет (если вернулось 5 — 6% анкет от общего числа разосланных, то зачастую это является хорошим результатом), длительный срок ожидания возврата анкет, невозможность уточнить ответ у респондента, если он некорректно ответил на поставленные вопросы. Анкетирование в аудитории (по месту жительства, работы, учебы, отдыха или при специальном подборе респондентов) дает организаторам право рассчитывать на весьма оперативное и полное получение информации, при этом респондентов можно подбирать по узким целевым аудиториям, что всегда ценится рекламодателями; в то же время данный способ сбора информации существенно ограничивает общее количество опрашиваемых.
в) Личное интервью. Личное интервью предполагает непосредственное общение человека, задающего вопросы (интервьюера), и людей, на них отвечающих (респондентов), и реализуется в двух основных формах — в рамках группы или индивидуально.
Групповые интервью строятся на общении специалиста одновременно с несколькими респондентами, наиболее распространенным вариантом группового интервью является фокус-группа. Фокус-группа (иногда ее называют дискуссионной группой) представляет собой метод, суть которого заключается в приглашении группы респондентов, отобранных по ряду критериев (пол, возраст, уровень дохода, использование того или иного товара и т.д.), на встречу, в рамках которой проходит неформальная беседа по специально составленному вопроснику (путеводителю). В рамках дискуссии модератор (ведущий) «фокусирует» респондентов на интересующих исследователя вопросах. Смысл метода заключается в эффекте, создаваемом ситуацией группового неформального обсуждения. При помощи этого метода проще понять мотивы поступков, критерии оценок, чувства и мысли респондентов, а затем использовать это при проведении маркетинговых
мероприятий, в том числе и рекламных. К достоинствам данного метода можно отнести возможность заказчику самому принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, наблюдать за работой группы, изучая респондентов, которые в более формальных условиях не всегда раскрываются до конца (например при проведении массовых опросов).
Вместе с тем, метод фокус-группы — достаточно сложное исследование, требующее серьезной подготовительной работы (формирования программы исследования и путеводителя), квалифицированного модератора и разработки выборки и набора респондентов. В значительной мере надежность результатов исследования зависит именно от правильного подбора респондентов — в работе фокус-группы должны принимать участие не специально подготовленные лица, а типичные представители определенных категорий населения (целевых аудиторий). Как правило, в фокус-группу приглашается 6—12 человек, при этом в ее состав не должны входить люди, соприкасающиеся со сферами маркетинга, рекламы или работающие в сфере производства и сбыта обсуждаемого товара. Не рекомендуется на фокус-группы приглашать и людей, принявших за последний год участие в трех и более маркетинговых исследованиях.
Дискуссии, как правило, записываются на аудио- и видеопленку для дальнейшей работы над полученными материалами. Обычная продолжительность дискуссии составляет от полутора до трех часов. После проведения фокус-группы ее участники получают денежное вознаграждение или подарок.
Индивидуальные интервью и по количеству вопросов, и по продолжительности беседы, и по сложности задаваемых вопросов, и по составу опрашиваемой аудитории могут быть самыми разными. Например, так называемый экспресс-опрос на улице (количественное исследование) предполагает, что интервьюер задает по три-пять вопросов в течении нескольких минут встреченным им людям, а один из сложнейших видов личного интервью - глубинное интервью (качественное исследование) может длиться до двух часов.
Глубинное интервью — это неформальная беседа «один на один» по заранее составленному списку вопросов. Задача интервьюера заключается в акцентировании внимания респондента на интересующих исследователя вопросах. Интервью проводится квалифицированным специалистом и состоит в последовательной постановке им вопросов перед респондентом по определенной тематике. Вопросы ставятся таким образом, чтобы у респондента не было возможности отвечать «да» или «нет». Напротив, респондент должен максимально полно объяснить свои представления, действия, предположения, другими словами, ответить на вопросы «почему?». Как правило, метод глубинного интервьюирования выбирают в следующих случаях:
• при наличии опасности проявления чувства «стадности» (скажем, в рамках личного группового интервью часть респондентов предпочтет скорее согласиться с мнением других, нежели отстаивать собственное мнение или представление о чем-либо);
• когда это связано с определенной тематикой обсуждения и по поводу предмета обсуждения респондентам не хотелось бы говорить публично (например вопросы, связанные со здоровьем или вопросы материального достатка респондентов);
• если респондентов слишком мало, с ними сложно связаться или их сложно собрать вместе (руководители компаний, ведущие специалисты).
Наиболее сложным моментом при проведении глубинного интервью является объединение материалов различных интервью в единый отчет. Глубинное интервью очень сложно количественно обрабатывать, поскольку респонденты говорят о своих мыслях, чувствах, мнениях и т.д., то есть предлагают некоторые качественные характеристики по задаваемым вопросам, а почти любое обобщение, то есть сведение в единый отчет материалов из нескольких отчетов, в известной степени предполагает количественные характеристики. Следовательно, исследователь, готовящий сводный отчет, должен обладать высокой квалификацией для того, чтобы правильно выделить общие качественные характеристики, имеющиеся в отчетах по различным глубинным интервью.
У личного интервью имеются свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести непосредственный контакт с респондентом, когда можно уточнить и вопрос и ответ; кроме того, в качестве положительного момента для ряда видов личного интервью следует рассматривать и возможность получения ответов на вопрос почему?, чего нельзя сделать фактически никаким другим способом. К минусам— ограниченность числа опрашиваемых респондентов, необходимость весьма высокой подготовки интервьюеров, высокие удельные затраты на 1 контакт с респондентами.
г) Интернет-опрос. Интернет-опрос является веянием последнего времени . Основным достоинством интернет-опросов является возможность взять лучшие стороны других способов проведения опросов и объединить их вместе: интернет-опросы позволяют достаточно оперативно и недорого получить весьма обстоятельную информацию с широкой географией охвата аудитории и при необходимости наладить обратную связь и контакт интервьюеров с респондентами в режиме он-лайн. Вместе с тем, поскольку процесс «интернетизации» общества еще не стал всеохватывающим, то использование интернет-опросов изначально предполагает, что в рамках подобных исследований изучаются не все слои общества, а лишь некоторые, в ряде случаев весьма ограниченные по своим социально-демографическим и экономическим параметрам. Необходимо учитывать, что уровень материального достатка этой категории населения безусловно значительно выше среднего по стране.
С точки зрения регулярности проведения опросов все они делятся на три большие категории:
• разовые (случайные);
• волновые;
• непрерывные.
а) Разовые опросы. Проводятся один раз и, как правило, по какому-то конкретному поводу. К разовым исследованиям в форме опросов прибегает большое количество различных субъектов рекламного рынка - и рекламодатели, и рекламные агентства, и байеры, и селлеры, и медиаканалы — причем по разным поводам с разной частотой и в разных масштабах. Сложность этого варианта обуславливается как минимум тремя моментами: во-первых, масштабами проведения исследования, во-вторых, сложностью самого опроса, в-третьих, сложностью целевой аудитории .
б) Опросы в форме волнового исследования. Представляют собой исследование по одному и тому же кругу проблем, проводимое не в постоянном режиме, а с определенной периодичностью. В опросах при волновом исследовании, как правило, применяют метод face-to-face или личное стандартизированное интервьюирование; указанные опросы включают в себя один и тот же набор вопросов, причем задаются они не обязательно тем же самым людям, которым задавались при проведении предыдущего опроса, но структура выборки должна сохраняться. Все это позволяет, сравнивая ответы на одни и те же вопросы в разные периоды времени, выявить динамику по той или иной изучаемой проблематике. Частота их проведения, определяется многими факторами — на это влияют и цели исследования, и масштабы их проведения, и материальные возможности маркетинговых компаний и их клиентов.
Рекламный бизнес весьма активно использует данную разновидность опросов. В основном это касается изучения потребительского поведения населения (что люди потребляют, какие марки товаров знают, что хотели бы приобрести в ближайшее время и др.) и медиапредпочтений аудитории (кто, какие средства распространения рекламной информации, как часто и как много смотрит, слушает, читает и т.д.).
в) Непрерывные опросы. Подобный вариант проведения опросов предполагает постоянный контакт с респондентами. При этом совершенно не обязательно, чтобы данные от респондентов получались в ежедневном режиме, но очень важным здесь является другой момент — информация должна быть «без пробелов», то есть о каждом дне.
Непрерывные вопросы бывают двух видов: в рамках одних опрашиваются разные люди с одинаковыми социально-демографическими, экономическими и иными характеристиками, а в рамках других опрашиваются одни и те же респонденты.
Наиболее распространенным вариантом среди опросов первого вида людей является телефонный опрос по одному и тому же кругу вопросов. Основное его преимущество заключается в высокой оперативности получения информации, а проблема при таком проведении опроса заключается только в одном — как добиться близости характеристик аудиторий, опрашиваемых в разные дни. На практике к подобному способу сбора информации прибегают в нескольких случаях, в частности при определении ежедневных медиапредпочтений радиоаудитории.
Для организации непрерывных опросов, в рамках которых опрашиваются одни и те же респонденты, используется панельный метод обследования. В рекламной деятельности он широко используется при изучении поведения аудитории различных средств распространения рекламы (телезрителей, читателей, радиослушателей).