Принципы создания документации СМК и управления ею.
Комплект документации СМК представляет собой пирамиду, в вершине которой расположены документы 1 уровня (миссия, видение, стратегический план развития организации, политика и цели в области качества, руководство по качеству и др.), а ниже располагаются документы 2, 3 и других уровней. Причем все эти документы должны быть взаимосвязаны.
План создания основных документов СМК на первом этапе их разработки может предложить отдел управления качеством организации. Для каждого документа должен быть назначен ответственный за его разработку и указан срок разработки. Ответственный собирает команду исполнителей. Чем выше уровень документа, тем более многофункциональной должна быть команда. В нее входят представители различных служб организации. Команда создает план разработки документа, который утверждается представителем руководства организации, ответственным за СМК.
После разработки первоначального плана создания документации СМК специальная команда или команды, ответственные за разработку документов, включенных в этот план, определяют состав документов, необходимых длх успешного функционирования документов, включенных в первоначальный план. При этом может быть использован метод структурного анализа и техники проектирования (SADT).
Этот метод с некоторыми изменениями можно использовать при проектировании массива документации системы качества, требуемой ISO 9000. Модифицированный метод назван «Анализ необходимой документации» (АНД). Это формализованный метод определения структуры необходимой документации и подготовки кадров для любого вида деятельности. АНД испазьзуется при созцании модели вида деятельности.
При разработке документов СМК полезно придерживаться следующих правил:
· ясно обозначьте цель документа;
·выясните потребности пользователей документа;
·сосредоточьтесь на удовлетворении потребностей пользователей;
·определите границы деятельности;
·стремитесь сделать документ простым, насколько это возможно. Помните, что рисунок стоит тысячи слов;
·поймите возможности пользователей;
·воспользуйтесь существующими документами, не изобретайте новых;
·используйте диаграмму потока (алгоритм) работы над документам;
·нарисуйте этот алгоритм однажды, а затем делайте ссылки на другие существующие документы;
· если возможно, используйте одну структуру и форму всех документов. Документ должен охватывать максимум функций (не надо мельчить);
· установите сроки разработки каждого документа.
При создании новой СМК разработка документации и системы ее использования является весьма важным и сложным этапом. Анализ несоответствий, выявленных в ходе сертификационных и наблюдательных аудитов по стандарту ISO 9001:2000, показал, что наибольшее число несоответствий в СМК имеет место по разделу 4.2 «Требования к документации». Доля несоответствий по этому разделу в общем объеме несоответствий составила около 30 %. Это почти в 2 раза превышает число несоответствий по разделу 7.5 «Производство и сервисное обслуживание» в 3-7 раз превышает число несоответствий по другим разделам МС ISO 9001:2000.