Билет 10 Воспитание и обучение как фактор развития личности. Индивидуальное и общее в развитии человека.

Воспитание и обучение целеустремленно влияют на развитие личности (в отличие от стихийного влияния среды), они возникают как сознательная, подчиненная определенной цели деятельность, результаты которой имеют предвиденный характер.Воспитание и обучение оказывают содействие:

1. Развитию унаследованных физических особенностей и естественных способностей, обретению новых черт и качеств, которые формируются в течение жизни человека. Не изменяя унаследованных физических и психических особенностей, они оказывают содействие их закалу, укреплению тормозных процессов, укреплению нервных процессов, внесению определенных корректив в процесс формирования личности.

2. Развитию умений преодоления внутренних разногласий соответственно особенностям общественного развития. Это происходит в процессе постановки новых целей, задач и требований перед воспитанниками, побуждая их к поиску способов преодоления трудностей. Пасовка перед разногласиями, уклонение от необходимости преодолевать их, служат причиной задержек психического развития, которые нередко приобретают кризисный характер. Чаще всего возникают они там, где взрослые не замечают новых нужд, интересов, фактов, тенденций в жизни ребенка, его недовольство условиями, образом жизни, которые он уже перерос, что задерживает его гармоническое существование и развитие, вследствие чего и возникают кризисы (проявления негативизма, противодействия требованиям взрослых, конфликты).

3. Психическому развитию человека. К этому процессу принадлежат осмысление, систематизация, обобщение информации, усваиваемой во время разных видов деятельности. Такое развитие возникает как целостные качественные изменения личности, вследствие которых человек вырабатывает и обнаруживает в себе способность усваивать более сложную информацию, выполнять более сложные задачи и реализовывать новые умения, самостоятельно приобретать знания.

4. Интеллектуальному, творческому развитию личности. Способности лучше развиваются там, где учитель правильно организовывает учебную деятельность, используя в процессе обучения проблемные ситуации, содействуя самостоятельному решению творческих задач. Обучение является основным фактором развития личности, понятие - «зона ближайшего развития», в которой отображена внутренняя связь между обучением и психическим развитием индивида. Его сущность состоит в потому, что на каждом этапе своего развития ребенок может решать определенный круг проблем лишь под руководством взрослых или вместе с детьми. Потом такие действия он будет выполнять самостоятельно, но способность к этому возникает вследствие общих действий в процессе обучения, содержание, формы и методы которого сосредоточены именно в «зоне ближайшего развития».