МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В отличие от восприятия и ощущения, которые получают зна­ние о мире с помощью чувств, мышление является рациональ­ной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и пред­ставлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Например, физи­ки изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Таким образом, мышле­ние начинается там, где оказывается недостаточным или бес­сильным чувственное познание. Для описания свойств мышле­ния обратимся к свойствам его основной единицы — понятия.

1. Всякое понятие есть обобщение того или иного класса объектов.

2. Для порождения понятия необходимы определенные средства: средства развитого мышления выходят за преде­лы восприятия и являются логическими формами адек­ватного рассуждения.

3. В содержании понятия отражаются не детально-конкрет­ные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, недоступные прямому чувственному наблюде­нию.

Понятие как элемент логической формы мышления тесно связано с другими двумя формами: суждением и умозаключением.

Суждение — это отражение связей между предметами и явле­ниями действительности или между их свойствами и признака­ми. Например, когда мы рассуждаем, что металлы расширяются при нафевании, мы тем самым устанавливаем связь между изме­нениями температуры и объемом металлов.

Умозаключение — это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содер­жания исходных суждений. В умозаключающей и рассуждающей работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосре­дованный характер. Формальная логика исследует готовые, уже возникшие мысли — понятия, суждения и т. д. — и устанавливает связи между ними.

Однако существует еще одна, не менее существенная сторона мышления, которая не исчерпывается логикой. Процесс мышле­ния включает в себя также анализ, синтез и обобщение, которые являются основными внутренними специфическими законо­мерностями мышления.

Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. В ходе анализа какого-то предмета те или иные его свойства, которые являются наиболее важными, значимыми и интересными, выходят на пер­вый план и являются наиболее сильными раздражителями, вы­зывая активный процесс возбуждения в коре головного мозга. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты позна­ются путем сравнения. Синтез — это процесс сопоставления или соотнесения явлений или предметов друг с другом с целью ана­лиза этих явлений, предметов или событий: выделение в них об­щего и различного. Наряду с анализом и синтезом процесс мышления строится по принципу обобщения. Обобщение можно представить как процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объ единить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сы­рое мясо, вареного рака и т. д. Обобщение часто основано на по­верхностном анализе чисто внешних свойств предмета. Для того чтобы расширить наши представления о предмете, необходимо вновь провести анализ, синтез и сделать более глубокий вывод или обобщение.

В за­висимости от направленности мышления выделяют виды:

1) практическое и теоретическое;

2) логическое и интуитивное;

3) аутистическое и мифологическое;

4) творческое.

Развитое мышление представляет собой сложное единство логических и интуитивных компонентов, тесно взаимосвязан­ных между собой. В решении задач интуиция выступает как ком­понент генерирования гипотез и стратегий решений в виде комп­лексных ориентиров поиска, которые объединяют смысловые и логические признаки в нестандартных сочетаниях. Эти ориенти­ры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд признаков, каждого их которых недостаточно для пра­вильного решения. Таким образом, достигается интуитивная мо­дель, которая позволяет избежать последовательного перебора логически возможных вариантов.

Аутистическое мышление. Понятие аутистического мышле­ния появилось в психиатрии. Е. Блейлер описывает аутистиче­ское мышление как такое, которое «не обращает внимания на противоречия с действительностью». Аутистическое мышление активно направлено на уход из реальности для получения аф­фективного удовлетворения во внутреннем мире. Для открытия и создания нового необходим отход от сложившихся стереоти­пов. В этом случае некоторые элементы аутистического мышле­ния, такие как грезы, фантазии или мысленное проживание во­ображаемых ситуаций, нужно считать необходимой и нормаль­ной гимнастикой ума. В современной психологии изучается проблема аутистиче­ского мышления в связи с изучением влияния компьютера на че­ловеческую психику. Описаны феномены ухода от реальности в компьютерные игры, формирования Интернет-зависимости, приводящие к аутизации человека, сужению сферы интересов. Однако современные исследователи отмечают, что «информати­зация может приводить как к аутизации, так и к стимуляции творческого воображения, развитию познавательных способно­стей и самоактуализации».

 

Практическое мышление Теоретическое мышление
— совершается в ходе практи­ческой деятельности и направ­лено на решение практических задач; — начинается с возникновения проблемной ситуации, которую нужно решить; — протекает в условиях дефи­цита времени, опасности или высокой ответственности за принимаемое решение; — направлено на преобразова­ние реальной действительности — направлено на познание и объяснение явлений действи­тельности; — процесс мышления предпо­лагает создание гипотезы, но­вой идеи или образа, а также проверку гипотезы на соответ­ствие реальности  
Интуитивное мышление Логическое мышление
— при интуитивном мышлении переход к новому знанию про­исходит через «инсайт» (озаре­ние); — процесс мышления неосозна­ваем и слит с самим действием; — объектами мышления явля­ются объекты — оригиналы, с которыми взаимодействует человек; — интуитивное мышление вы­полняет функцию получения нового знания   — при логическом мышлении происходит плавный логический переход от данного к новому; — процесс мышления осознан, отделен от своего продукта, а способы действия выделены и превращены в операции, при­менимые ко многим подобным объектам; — объектами логического мыш­ления выступают знаковые сис­темы; — логическое мышление выпол­няет функцию трансляции (уже полученного знания) другому  

Мифологическое мышление. Мифологическое мышление в боль­шинстве черт сходно с аутистическим. Мифологическое мышле­ние имеет социальный характер и основано на коллективных представлениях общества, а не отдельного индивида. Этот тип мышления предполагает определенные действия (мистерии, заклинания, ритуалы и др.) и, так же как и аутистическое, имеет пониженную чувствительность к критике.

Аутистическое и мифологическое мышление не отвечают тре­бованиям логики и критериям научного знания и основываются на отходе от имеющегося опыта. Эти типы мышления не проти­вопоставляются научному, а рассматриваются как иные, само­стоятельные формы познания, не прекращающие своего суще­ствования с развитием науки.

Творческое мышление. Одним из первых исследователей этого типа мышления был психолог М. Вертгеймер. Согласно Вертгей-меру процесс решения задачи в результате простого припомина­ния и механического повторения не является разумным мышле­нием. Он связывает творческое мышление с двумя факторами: адаптивностью и структурностью.

Адаптивность означает, что творческие процессы направле­ны на улучшение ситуации; структурность — такое свойство творческого мышления, когда в процессе решения проблемной ситуации происходит ее анализ, с последующим изменением функциональных значений отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры.

Вертгеймер первым обратил внимание на то, что задания, ко­торые стимулируют творческое мышление, должны быть нети­пичными, необычными для человека. Человек, который решает творческую проблему, должен взглянуть на ситуацию по-ново­му, стараясь использовать скрытые свойства объектов и непри­вычные их связи.

Такой взгляд на творческое мышление человека породил воз­можность диагностики и тестирования способности к творче­ству. Среди психологов, экспериментально изучающих творче­ское мышление, — Дж. Гилфорд, Е. Торранс, Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, Р. Стенберг и др. Интересен тест творческого мышления Е. Торранса. Основным фактором наличия «творческости» считается легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления. Торрансом были выделены 12 факторов «материала» творческого мышления, которые, в свою очередь, были сгруппи­рованы в три группы: вербальную, изобразительную и словесно-зву­ковую. От испытуемого требуется проявить способность мыслить творчески. Так, если ответ, который дает человек, очень часто по­вторяется — это типичный ответ, если редко — оригинальный. Современные исследователи выделяют три этапа творческого процесса:

1) способность к генерации идей. Критерием выступает ко­личество и качество выдвинутых идей;

2) умение проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи. Человек должен найти способы усиления положи­тельных эффектов и минимизации отрицательных;

3) умение сравнить возможные альтернативные идеи с точ­ки зрения их практической ценности. В подобных зада­ниях необходимо ранжировать имеющиеся факторы по степени важности, т. е. приписать самой лучшей идее порядковый номер один, идее менее вероятной — номер два и т. д.

Научить мыслить творчески можно любого умственно нор­мального человека. Для этого необходимо развить соответствую­щие способности, участвующие в процессе творческого мышле­ния и преодолеть внутренние барьеры к творчеству.

 

19. ВООБРАЖЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ. АНАЛИТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВООБРАЖЕНИЯ.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в дея­тельности человека играет воображение. В процессе отражения окру­жающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воз­действовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предме­тов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется боль­шей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в пос­ледующей практической деятельности человека. Эта способность че­ловека заранее представлять конечный итог своего труда, а также про­цесс создания материальной вещи резко отличает человеческую дея­тельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформирова­лись в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющих­ся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание ново­го предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важ­ное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс вообра­жения представляет собой совместную работу обеих сигнальных сис­тем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепле­ния, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Воображение — это образное конструирование содержания поня­тия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифи­цируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобще­го и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане вообра­жения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и де­тализированной картины созерцаемого.

В психологии различают произвольное и непроизвольное вообра­жение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного ре­шения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфе­ре более или менее отдаленного будущего и не предполагает немед­ленного достижения реального результата, а также его полного со­впадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать силь­ным мотивирующим фактором творческого поиска.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делит­ся на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гип­нотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творчес­кой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единица­ми конкретной информации в определенной области, их перемещением

в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения ори­гинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в бу­дущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне вре­менных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельно­стью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное во­ображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — один из видов активного вооб­ражения, при котором происходит конструирование новых образов, пред­ставлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие собы­тия, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически сло­во «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе зна­ния или предугадывания логики развития событий.

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, пред­ставляющие ценность для других людей или общества в целом и кото­рые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные про­дукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различ­ных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — от­рицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробля­ется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыс­лимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычле­ненных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассив­ного воображения направлены на усиление и сохранение положитель­но окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмо­ций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, ко­торое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же, как и активного, яв­ляются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.