Билет 6 Понятие личности в отечественной педагогике.
Личность — проявление социальной сущности человека. В понятие «личность» входит не только ее роль в обществе, но и особенности ее психологии: направленность, мотивация, способности, характер, темперамент.
Ребенок в момент рождения не является личностью, он станет ею только в человеческом обществе. Все маугли, встречавшиеся в человеческой истории (кроме сказочного киплингского), не были личностями и, вернувшись в человеческое общество, не смогли восстановить свою социальную сущность.
Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Развивая личностные качества, человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общественный опыт. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают — классический тезис формирования личности человека. В каждую историческую эпоху возникает свой определенный тип личности.
Культура, включающая в себя мотивационную, информационную и операциональную культуру, формируется в процессе развития личности. Мотивационная культура представляет собой социальные установки личности, ее желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения и т.п., которые закладываются воспитанием. Система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы) — это информационная культура, она является результатом образования. Система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует операциональную культуру, она — результат обучения и воспитания. Из трех слагаемых культуры личности закономерно выводится единство трех основных педагогических процессов: образования, воспитания и обучения. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Социализация — это взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Это процесс самоактуализации Я-концепции, самореализация личностью своих потенций и творческих способностей, нередко требующая преодоления влияния среды для сохранения своей независимости, индивидуальности, свободы, собственной позиции. В результате происходит взаиморазвитие и обогащение как личности, так и общества. Социализация осуществляется в условиях стихийного взаимодействия человека со средой и длится всю его жизнь. Воспитание по отношению к социализации может быть определено как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации, как механизм определенного управления ее процессами. Оно упорядочивает влияния на личность и создает условия для ускорения процессов социализации.
Противоречия, разрешение которых происходит через формирование более высоких уровней деятельности и появление новых потребностей, являются движущей силой развития личности.
Существуют, согласно В.А. Крутецкому, противоречия между:
— новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
— возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
— растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и уровнем развития личности.
На развитие и становление личности большое влияние оказывают социальные и биологические факторы.