Мышление и воображение

Мышление как родовая способность человека. Виды и формы мышления. Основные операции мышления. Интуиция. Этапы решения мыслительной задачи. Воображение. Учёт закономерностей мышления и воображения в профессиональной деятельности юриста.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ ОПЕРЫЦИИ МЫШЛЕНИЯ
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ ИНТУИЦЦИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ

Среди различных познавательных процессов, представляющих собой отражение в сознании человека объективной реальности, высшим и наиболее сложным процессом является мышление, которое активно влияет на формирование личности.

Мышление - это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира. Среди других психических процессов мышление является наиболее сложным познавательным процессом, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Благодаря мышлению мы судим о предметах, явлениях по их нынешним проявлениям.

Процесс мышления не исключает перцептивных процессов. Более того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным волчком к активизации мышления, которое начинает функционировать, когда чувственное познание оказывается бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, задачу, найти ответы на вопросы в сложной, проблемной ситуации, не исключающей нескольких альтернативных вариантов решения.

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопределенность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределенности, кого бы она ни касалась - следователя или преступника, побуждает к активной мыслительной деятельности.

Нестандартные задачи, допускающие различные варианты решений, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творческое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности

Виды мышления. В психологии принята следующая условная классификация видов мышления: наглядное, практическое (наглядно действенное, наглядно-образное) и вербально - логическое (дискурсивное).

Наглядное, практическое мышление. Оно чаще проявляется и практической деятельности людей. При опоре человека на приобретенные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные решения о том, как поступить в сложившихся условиях. Данный вид мышления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совершает человек, получивший определенный социальный и профессиональный опыт.

При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения.

Вербально логическое (дискурсивное) мышление. Более сложной формой по сравнению с наглядно-образным, наглядно-действенным является вербально- логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пределы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отражать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи.

Данный вид мышления служит основным средством сложной познавательной деятельности человека. Следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцениваем уровень развития его мышления в целом.

В настоящее время появилось самостоятельное направление в науке - эвристика как совокупность знаний о творческих способностях человека, помогающих ему находить истину не путем простого перебора различных вариантов решения, а двигаясь к цели наиболее кратчайшим путем.

Как считают некоторые ученые, мысль исследователя в процессе познания должна не только углубляться в предмет познания, но и как бы скользить по его поверхности, задерживаясь не только на нем, но и около него. В подобных случаях, по аналогии с «боковым» зрением, говорят о так называемом боковом мышлении как о разновидности творческого мышления. Такое мышление освобождает нас от привычных, ранее усвоенных суждений, принявших догматические формы, извлекая из нашей памяти различные ассоциации, которые ведут нашу мысль в совершенно ином направлении, неожиданно подсказывая нужное решение. Боковое мышление оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: проблема должна стать устойчивой целью деятельности, стать доминантной.

Существенную роль в процессе творческого мышления играет интуиция, т.е. знание, возникающее как бы неосознанно за пределами теx или иных привычных стереотипов мышления, логических программ, принятых алгоритмов решения задач. Обычно интуиция проявляет себя проблемных ситуациях, требующих нестандартных решений.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска. Мышление появляется, когда в создавшейся проблемной ситуации возникает задача, не имеющая готового решения.

Подготовительный этап. На данном этапе осознается определенная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит решить.

Ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) характер.

Определение путей, средств и методов решения задачи. На данном этапе определяется направления поисков, а также способы решения частных задач. Далее следует сам процесс решения задачи.

Сопоставление полученных, результатов с исходными условиями задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным, условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыслительный процесс завершается; если же нет - продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствующий поставленной задаче.

В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и др.

Глубина, широта мышления. Эти качества дополняют друг друга, Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Напротив, широта мышления характеризуется охватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним областей познания. Если специалист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу. При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изучение отдельных, частных вопросов, можно упустить главное.

Прогностичность, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой.

Гибкость, подвижность мыслительных процессов. То есть способность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнаружить его новые свойства, предназначение, способность своевременно переключаться с одного изучаемого явления на другое. В противном случае говорят об инертности, ригидности мыслительных процессов. Ригидность (скованность) мышления связана с функциональной фиксированностью, при которой субъект познания в изучаемом объекте упорно видит только какие-то одни признаки, не замечая других. Самостоятельность мышления. Данное качество мышления проявляется в самостоятельном, критическом отношении к различным явлениям, в умении, невзирая на чужие мнения, заметить неисследованные вопросы, по-новому взглянуть на установленные факты, дав им соответствующую оценку.

Способы активизации мыслительной деятельности.

В любой деятельности, чтобы достичь поставленной цели, необходимо сильное желание, четкое осознание, актуализация потребности в достижении этой цели. Осознание того, что без активизации мышления не может быть достигнута цель, что поставленная субъектом задача должна быть решена, является важным стимулом мыслительного процесса. Активное включение в поисковую деятельность. Известно, что плодотворные мысли чаще появляются тогда, когда человек увлечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмоции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность.

Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями обостряют проблему, вскрывают имеющиеся в ней скрытые противоречия и неполноту знаний. Этому также помогают классификация, систематизация полученной информации.

Широко используется метод мозговой атаки, применяющийся при решении сложных проблем. Основные правила его сводятся к исключению категорических суждений, чем поощряется свободное ассоциирование идей во время дискуссии всех ее участников. В этих случаях допускаются любые предложения. Чтобы эти правила соблюдались, участники обсуждения делятся на две независимые друг от друга группы: группа генерации идей и группа их оценки. Если участники первой группы только предлагают идеи, то участники второй проводят после выдвижения идей их критический отбор. При этом руководитель обсуждения должен играть роль доброжелательного собеседника, одинаково проявляющего интерес к суждениям каждого участника независимо от его служебного положения и опыта.

Воображение - это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности следователя, судьи. Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, когда необходимо решить творческую задачу, выразить свое отношение к определенным фактам, предметам. Поэтому процесс воображения сопровождается различными эмоциями, переживаниями человека.

Творческое воображение - профессионально важное качество личности технолога общественного питания. Воображение - это процесс создания новых образов или идей на основе прошлых восприятий. В воображении участвуют ощущения, представления, память, внимание, эмоции и чувства.

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний, новых комбинаций существовавших ранее условно-рефлекторных связей в коре головного мозга.

Благодаря воображению повар может представить себе общий вид и вкусовую гармонию будущею блюда. Образы воображения у него не воспроизводятся, а создаются, они как бы составляются по частям из того, что приходилось воспринимать ранее.

Буфетчик и бармен, оборудуя витрины, выкладывая товары на горках, с помощью воображения заранее предвидят, каким будет результат их работы. Известно, что человек может представить себе не только те образы, которые он когда-либо встречая, воспринимал, но и те, с которыми ни разу в жизни не сталкивался. Это качество воображения особенно необходимо в рекламе, где требуется создание новых представлений, мысленных ситуаций. Чтобы представить себе, какой будет новая витрина, буфетчик или бармен воссоздает в памяти увиденные ранее витрины.

В работе официанта, повара, бармена и буфетчика воображение имеет существенное значение. Начиная какую-либо работу, каждый из них должен представить себе ее результат сначала мысленно, в воображении.

Груд работников, занимающихся обслуживанием посетителей, имеет свою специфику. Она заключается в определенном ритме работы - постоянная смена посетителей, необходимость проявления инициативы, оперативности, умения разрешать в короткий срок весьма сложные задачи. Для их решения в процессе воображения происходит анализ, выделение отдельных черт и элементов из ранее приобретенного опыта, их синтез, последующее объединение в целое.

Воображение может быть пассивное, возникающее само по себе, без особой надобности, и активное, подчиненное поставленной цели. Выделяют две формы активного воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение проявляется в преобразовании словесного описания в образное. Гак, слушая рассказ педагога, учащийся, пользуясь воображением, представляет себе торговый зал ресторана и мысленно воссоздает процесс обслу­живания посетителей. По чертежу в учебном пособии, показывающему варианты предварительной сервировки стола для банкета, учащийся воссоздает в своем воображении композицию сервировки. Другой пример: по рецепту торта можно благодаря творческому воображению представить все богатство вкусовой гармонии будущего изделия, его внешний вид.

Повар, прежде чем приготовить какое-то блюдо, мысленно «изготовляет» его в своем воображении, которое должно быть у него хорошо развито. Фантазия и мечта как разновидности творческого воображения нередко являются движущим стимулом в работе повара.

Официант, обладающий хорошо развитым воображением, более чутко и отзывчиво относится к посетителям. Благодаря воображению он сможет поставить себя па их место, и это поможет ему лучше понять их пожелания и обслужить их по высокому классу.

Положительное влияние на развитие и плодотворность воображения оказывают приобретенные знания, опыт, чтение художественной и специальной литературы, знакомство с произведениями искусства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мышление, его виды?

2. Определите сущность мышления как высшего психического познавательного процесса.

3. Каким образом мышление связано с речью? Перечислите требования к речи технолога общественного питания.

4. Охарактеризуйте вербально логическое мышление, покажите его роль в деятельности технолога общественного питания.

5. В чем состоят особенности творческого мышления?

6. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса.

7. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут использоваться в вашей профессиональной деятельности.

8. Как влияет воображение на творческий характер вашей профессиональной деятельности?